Чемпионские амбиции Ford Focus II: тест-драйв
На вторичном рынке сегодня присутствует множество автомобилей, некогда получивших весьма высокие оценки от критиков и завоевавших народную любовь. Но многие ли из них умудрялись в течение нескольких лет подряд становиться самой популярной моделью на первичном рынке, не только российском, но и мировом? Ford Focus II во второй половине прошлого десятилетия не просто сумел продолжить успешную историю первого поколения, вопреки убеждению, что сиквелы всегда хуже оригинала, модификация 2004 года до самого 2010 года создавала великолепнейшую репутацию для последующих машин, которые выходят под этим же брендом и сегодня, и будут выходить через много лет. Не правда ли, чемпионские амбиции?
Шутка
Рестайлинговую версию Ford Focus II в шутку прозвали «второй с половиной».Речь сегодня пойдет о рестайлинговой версии Ford Focus II образца 2008 года в комплектации Ghia Special Edition, то есть одном из первых автомобилей данного поколения, появившихся на Кавминводах. Этот фейслифтинговый вариант был показан в сентябре 2007 года на автосалоне во Франкфурте, и в шоурумах официальных дилеров оказался в начале следующего года. Производство было налажено на заводе во Всеволожске Ленинградской области России. Данный факт обусловил наличие ряда стандартных особенностей, направленных на адаптацию к нашим условиям. Автомобиль избавился от множества проблем, выявленных в ходе эксплуатации предыдущих модификаций, тем не менее, сразу получил ряд новых недостатков.
Внешность
Но сразу говорить о плохом не станем. Лучше вспомним, что семейство Focus имеет четыре типа кузовов: седан, универсал, хэтчбек с тремя и пятью дверями, а также купе-кабриолет (в Россию он на постоянной основе не поставлялся). Все они были сконструированы на платформе Ford C1. Длина Ford Focus II варьируется в диапазоне 4337-4481 мм, ширина с учетом зеркал всегда равна 2019 мм (1839 мм со сложенными), а высота составляет 1497-1501 мм. Колёсная база во всех случаях равна 2640 мм, а полная масса автомобиля колеблется в пределах 1750-2000 кг.
Облик автомобиля создавался в соответствии с совершенно новой на тот момент концепцией «Кинетического дизайна». Благодаря этому в целом рестайлинговая версия в кузове хэтчбек и через шесть лет выглядит достаточно свежо, в отличие от предшествовавшей. Пусть не обижаются обладатели Ford Focus II выпуска 2005-2007 годов, но факт остается фактом – общей после внесения конструктивных изменений осталась только крыша. Во фронтальной части машины практически все, кроме бампера, перешло от дизайна Ford Mondeo. На корме хэтчбека появился спойлер и также обновленный задний бампер.
При этом автомобиль разрабатывался с целью – превзойти как современные требования по защите пассажиров при ДТП, так и более жёсткие внутренние стандарты компании Ford по безопасности автомобилей. Focus II был удостоен наивысшего рейтинга EuroNCAP в своем сегменте, обогнав таких оппонентов как Renault Megane и Volkswagen Golf. В ходе тестовых испытаний автомобиль получил полный балл (16 /16) за прямой удар спереди.
И вот теперь стоит указать недостатки автомобиля. Во-первых, львиная доля самых первых Ford Focus II продавалась с неприкрытым радиатором – в нижнюю часть решетки, которая находится под номерным знаком, вполне мог влететь небольшой камень, из-за этого приходилось заказывать у дилера дополнительную сетку в этом месте, оценивавшуюся в несколько тысяч рублей. Во-вторых, как мы вычитали в отзывах владельцев Ford Focus II, боковые зеркала в крайних положениях поворота выезжали за края корпуса «лопухов», оголяя электронную начинку. Хотя второй проблемы с представленной на тест-драйв машиной не было. В-третьих, угол наклона лобового стекла, как и уровень его прочности, позволяли любому мелкому твердому предмету (камню) оставлять как минимум следы в виде сколов, а то и более крупные трещины при ударах. И в-четвертых, все те же камни представляют серьезную угрозу капоту, метал на котором необычайно тонок в некоторых местах и прогибается даже от нажатия пальцем.
Салон
Интерьер Ford Focus II, пожалуй, уже немного устарел, особенно в части эргономичности. И все же большинство элементов до сих пор выглядят эффектно, до такой степени, что дети говорят – «Крутая тачка!». К качеству материалов и сборке ни у кого из владельцев серьезных претензий не возникает. Хотя уже на пятом году эксплуатации конкретной машины стал отчетливо слышен «сверчок» где-то справа. Определить источник поскрипываний пока не удалось, возможно они исходят из того места, где трещина на лобовом стекле соприкасается с кузовом, а может, это звук от декоративной вставки «под дерево», непонятно в каких целях установленной здесь.
Зато весьма порадовали сидения: очень удобной системой механической регулировки, достаточной боковой поддержкой, а также качеством ткани, которая за уже почти шесть лет, ну разве что нацепляла на себя шерсть с меховых шуб. Недостатком здесь является маленькое расстояние между передним и задним рядом – даже не полностью отодвинутое кресло водителя мешает пассажирам садиться через левую дверь. Да к тому же заявленным трем пассажирам сзади сидеть просто негде, а из «удобств» им предоставлен только откидывающийся подлокотник с подстаканниками. Это даже не средний показатель для сегмента автомобилей, к которому относится Ford Focus II. А если прибавить нерегулируемые по наклону подголовники, то заявление об устаревании интерьера уже не кажется такой уж необоснованной критикой?
Здесь может показаться, что негатив закончен, но как бы ни так. Подкачала шумоизоляция – в салоне слышен рев двигателя (на скоростях от 0 до 20 км/ч и от 40 до 130 км/ч звук приятен ушам), поскольку отсутствует теплоизоляция капота, также как прослойка колесных арок и пола, из-за которой по звуку можно определять качество дорожного покрытия под шинами. Особенно интересно разговаривать по телефону, конечно же, через гарнитуру, на скорости свыше 90 км/ч. И все же, если сравнивать с автомобилями того же периода, то вынужден признать, что все это – просто придирки.
Еще один интересный момент – конструкторы не придумали для автовладельцев никаких устройств, чтобы открывать фальшпол в багажнике и закреплять его в подвешенном состоянии. Похожая проблема с задней полкой при разложенных сидениях – она явно просится остаться в гараже, но не уточняет, как с собой поступать в случаях, когда погрузить крупногабаритные вещи требуется уже где-нибудь в дороге. Учитывая, что сам багажник у хэтчбека Ford Focus II – не слишком велик (в сложенном положении – 282 л, в разложенном – 1144 л), она создает дополнительные неудобства, но все же прячется на опущенные спинки, рискуя сломаться.
Невооруженным глазом заметны проблемные места: на пороге из-за постоянных шорканий подошвами слезла краска; в багажнике крупногабаритными грузами оторвали крепление обивки потолка
Ходовая и рулевое
Подвеска Ford Focus II почти целиком перекочевала от Ford Focus I: впереди – независимая конструкция со стойками типа МакФерсон, сзади – многорычажная с функцией пассивного подруливания. Инженеры только чуть изменили настройки, увеличив жесткость. Это дало оптимальную плавность хода и повышенную энергоемкость, хотя в целом автомобиль российского производства можно назвать довольно средним по мягкости, адаптированным под самые плохие дороги.
Машина очень уверенно показывает свои возможности на мелких неровностях, впрочем, уступая в скорости на грунте Жигулям. На внушительных ямах и канавах стойки начинает пробивать, но лазить по буеракам на хэтчбеке достаточно много не приходится из-за небольшого клиренса – 155 мм. Изначально дилеры говорили, что дорожный просвет у автомобиля – не меньше 170 мм, видимо, забывая посчитать расстояние от земли до переднего бампера. Именно эта часть машины чаще всего принимает на себя расплату за ошибки водителя.
Трудный выбор
С появлением в семье Ford Focus II пришлось забросить поездки на машине на дачу, поскольку дорога там не позволяет этому автомобилю проехать без ущерба.Хотя все эти же качества позволяют Ford Focus II показывать весьма прочное сцепление с дорогой (асфальтированной) при любых скоростях, очень хорошую маневренность и отзывчивость. Система курсовой устойчивости (ESP, установленная на тестировавшуюся машину в качестве опции) совместно с ABS активно помогает выходить из разных скользких, в буквальном смысле, ситуаций и на более высокой скорости въезжать в повороты.
Кроме того, такой хорошей управляемости способствует качественно настроенный усилитель руля. Здесь нет ни капли электронности, хотя не чувствуется и полного присутствия на дороге, но при этом управление и не чрезмерно острое. Достаточно запутанное описание – лучше всего определят то, какие ощущения присутствуют у водителя этого авто. Тем не менее, связаны с рулевым управлением и отрицательные выражения: на данном автомобиле два раза менялась магистраль гидроусилителя, поскольку два раза проявляла себя одна из самых известных «болячек» Ford Focus II – течь на штуцере. Из-за двухсантиметровой трубки пришлось приобретать весьма не дешевую (12 тыс. рублей) деталь, которая по правилам меняется с ней в комплекте (есть умельцы, которые спиливают болгаркой штуцер и меняют только его, но это сложный путь, который проходят с годами снова и снова). Причем в первый раз, еще в суровую зиму 2010 года, это делалось не в авторизованном сервисе, что и привело к повторной поломке.
В общем, ходовые характеристики Ford Focus II весьма высоки – недаром эта модель в свое время получала статус лучшей в Европе по управляемости. Необходимости ремонта по ходовой за пять лет эксплуатации не возникло, вложиться пришлось только в обслуживание и всего один раз, но крупно – 15 тыс. рублей за замену задних «косточек» и других износившихся от времени «расходников», в том числе пластиковой части защиты бампера, превращенной в решето бордюрами Пятигорска. А вот замена передних тормозных колодок на этом автомобиле оставила весьма негативные воспоминания – почти по 5 тыс. рублей каждые 30-40 тыс. км – это весьма накладно. Хотя, как гласит старая мудрость, на тормозах экономить нельзя. А учитывая, что дисковые – только впереди, можно благодарить конструкторов Ford за хорошую настройку и качественное исполнение.
Двигатель и трансмиссия
Под капотом тестовой машины – бензиновый агрегат, рабочим объемом 1,6 литра, на 115 л.с. Комплектацию Ghia Special Edition отличает от других версий машины несколько другой инжектор и еще некоторые технические доработки (что-то там связанное с системой изменения фаз газораспределения), позволившие прибавить 15 «кобылок» стандартному 100-сильному мотору. Верхний предел скорости по паспорту – 195 км/ч, но в данном случае максимально разогнать эту машину получилось до 190 км/ч, а дальше – уже слишком тяжко.
Официальный заводской расход топлива, рассчитанный для АИ-95: 8,7 / 5,1 / 6,6. Бортовой компьютер ставит «прожорливость» машины в районе 10 литров, хотя, по ощущениям – несколько меньше, поскольку заправлять полный (52 л) бак бензином марки АИ-92 (двигатель с удовольствием потребляет этот бензин) приходится раз в две недели (при условии перемещения между работой и домом, т.е. не менее 20 км пять дней в неделю, а также более длительных поездок в выходные).
Мощности двигателя вполне хватает для того, чтобы достаточно комфортно чувствовать себя и в городе, и на трассе. Нельзя сказать, что автомобиль обладает какими-то незаурядными скоростными характеристиками, но, и резкий разгон, и длительное поддержание крейсерской скорости – не составляют ему никакого труда. При этом он частенько словно бы просит прибавить еще оборотов, что иногда вполне можно и позволять себе. Но, людям всегда мало, и потому в ближайших планах – перепрошивка с доведением мощности агрегата до 127 л.с.
Сказать о коробках просто нечего – 5-ступенчатый ничем не примечательный агрегат, работающий весьма надежно. Он неприхотлив в обслуживании и совсем не шумит во время движения. Автомат Ford Focus II, как удалось вычитать на форумах, ни кому не доставлял особого беспокойства.
Цены и конкуренты
Шестилетнее семейство Focus – это четыре типа кузовов: 3-х и 5-дверный хэтчбек, седан, универсал и купе-кабриолет, 11 двигателей и семь базовых комплектаций: Ambiente, Comfort, Trend, Ghia, Ghia Special Edition, Titanium и Titanium-SE. Также существует спортивная модификация – Focus ST. Популярность модели диктовалась, прежде всего, очень низкой, относительно конкурентов, стоимостью. Конкретный тестируемый автомобиль приобретался в 2008 году за 530 тыс. рублей (с учетом переплаты по кредиту, но без прибавления каско). Практичность и всенародная любовь сделали так, что этот уровень особо не упал, хотя разброс цен на вторичном рынке в 2014 году уже более чем широк. Согласно каталогу Avto25.ru, заплатить за рестайлинговую версию на Юге России придется от 380 до 480 тыс. рублей. Если же смотреть более подержанные автомобили этой модели, то порог стоимости опустится и до 265 тыс. рублей.
При этом специалисты не советуют приобретать б/у Ford Focus II с 2,0-литровым или 1,4-литровым двигателем, поскольку у первого со временем появляются технические проблемы, а второй просто слабоват и не стоит, по мнению экспертов, своих денег. Вариант с 1,6-литровым мотором как раз таки самый оптимальный, и самый востребованный на рынке. Даже версия 1,8 литра почему-то представлена не так широко, хотя заслуживает особого внимания.
В C-классе и данной ценовой категории у Ford Focus II не так много достойных оппонентов, ведь и сегодня этот автомобиль является одной из наиболее популярных моделей в Европе, прежде всего из-за своей низкой изначальной цены. Отрицательно сказывается на конкурентоспособности – факт существования версий российской сборки. Однако по городам ЮФО и СКФО катается также множество испанских и немецких автомобилей под этим же брендом. И, если первые иногда оценивается даже ниже Всеволжских детищ, то вторые – более вожделенны и без сомнений рекомендованы к приобретению.
Итог
Но, несмотря на бытующее мнение, автомобиль российской сборки за пять лет (почти уже шесть лет) показал себя – весьма практичной и экономичной машиной. Не было ни одной действительно серьезной технической проблемы, так что буксировочный трос пылится в багажнике. Вы спросите – «Как можно такое писать после столь серьезной критики?». Ответ прост – автор физически не смог описать достоинства Ford Focus II (рука не поднялась), т.к. уже давно не замечает их, считая естественными, поскольку является владельцем и единственным водителем протестированного и описанного автомобиля.
Все, что могу с уверенностью подчеркнуть – это то, что второе поколение намного лучше всех отзывов, которые вы о нем слышали. Это машина для любого человека, и на каждый день, в ней есть практически все, и может быть намного больше. Так что, если много лет мечтаете обладать ею, осильте полностью этот текст, а после – присмотритесь к тому, что есть на вторичном рынке.