Аварийные комиссары: помощники или мошенники
В последнее время во многих городах очень активно стали работать службы аварийных комиссаров, которые предлагают взять на себя все хлопоты по оформлению ДТП и получению страховки. Мнения об их работе среди водителей противоречивые. Кто-то поголовно считает их мошенниками, другие активно пользуются услугами. Мы решили разобраться в ситуации и адекватно оценить деятельность аваркомов с юридической и моральной точки зрения.
Реальный эпизод
Типичную схему работы аварийных комиссаров мы проиллюстрируем на примере реальной истории, которую корреспонденту Авто25.ру рассказал автовладелец Владимир: «В прошлом году я попал в ДТП, позвонил в ГИБДД, стою жду наряд. Уже через 30 минут приезжает аварийный комиссар и предлагает помощь в оформлении и подаче документов в страховую компанию: мне не придется никуда ходить, все сделают за меня. Цена вопроса – 3000 рублей. Я согласился. После оформления ДТП отдал ему документы, и он уехал. На следующий день пригласили в офис, где сказали, что необходимо провести у них же независимую оценку ущерба. Ее стоимость 5000 рублей и затем она будет мне выплачена вместе со страховой, а машину можно и не показывать в страховую компанию.
Документы и сделанную оценку отправили почтой в страховую. Из страховой прислали мне письмо с отказом в выплате, мотивировав это тем, что я не предоставил ТС на осмотр, хотя комиссары уверяли, что все будет хорошо. Пришел к ним, они говорят, что отказ незаконный, взыщем через суд. Для чего нужно заплатить юристу 5500 руб. и госпошлину 2000 руб. Я в шоке, но деваться уже некуда, приношу им деньги, потом еще платил 2500 рублей за второе судебное заседание. Через 5 месяцев получил свою страховку через суд. Компенсацию выплатили полностью, но расходы на оплату услуг аварийных комиссаров лишь частично».
Аваркомы всегда быстро оказываются на месте ДТП
В зависимости от региона страны некоторые пункты схемы и приведенные цены могут отличаться, но смысл примерно одинаков. Сама история оставляет крайне неоднозначное впечатление. Вроде бы относительный хеппи-энд, пострадавший получил компенсацию, но при этом есть ощущение какого-то развода и лохотрона.
Владимир, историю которого мы привели, например, считает себя обманутым. Пока длилась вся канитель с документами, он сам навел справки как лучше поступать в такой ситуации и выяснил, что почтой документы отправлять не стоит, а машину наоборот лучше показывать страховой. «Тогда выплачивают в течение 30 дней, хотя и мало, но выплачивают, а уже потом можно сделать независимую оценку и взыскать недоплату через суд, – говорит он. – А аварийные комиссары делают все наоборот, потому что в противном случае им бы не удалось выманить из меня столько денег: особенно, конечно, возмутили первые 3 тысячи. Они же отправляли документы почтой, за что такая сумма? Ладно бы за плату я был избавлен от необходимости вмешиваться в процесс, но нет же: я ходил к ним 4 раза, сам забирал из суда исполнительный лист, а потом предъявлял его в банк».
Игра на чувствах и законе
В деятельности аварийных комиссаров многих смущает то, что они играют на страхе клиентов. Они появляются после ДТП, когда у человека еще не отошел шок, и начинают уговаривать воспользоваться своими услугами, рисуя страшную картину остаться без выплат. Секрет быстрого прибытия на места ДТП довольно прост, и сами комиссары его не скрывают – информацией за небольшую мзду делятся инспектора ГИБДД.
Главная особенность аварийного комиссара в российском автостраховании – его полная бесправность. Аваркомы не являются представителями страховых компаний, они никак не уполномочены ГИБДД, у аваркомов прав меньше, чем у самого потерпевшего, они могут выступать только как стороннее лицо.
Из всех услуг, которые предоставляют аварийные комиссары, сомнительнее всего выглядит подача документов. На самом деле это не такая уж и сложная процедура. В страховую нужно подать справку нужной формы, заверенную в ГИБДД и какой-либо документ, подтверждающий виновность второго участника ДТП (например, копию протокола об административном правонарушении). Если сотрудники ГИБДД будут выполнять должностные инструкции и не чинить необоснованных препонов, то все необходимые бумаги в этом ведомстве получить не трудно.
С нынешним правовым статусом комиссаров все равно без ДПС не обойтись
По закону документы в страховую должен подавать либо собственник, либо владелец генеральной доверенности на автомобиль, у аваркома документы ни в одной страховой не примут. Не случайно в описанной выше схеме бумаги отправляются по почте вместе с результатами экспертизы.
Вообще, это законный способ. О проведении экспертизы нужно просто за несколько дней уведомить страховую телеграммой, а пересылка почтой допускается. Но на рынке сложилась такая ситуация, что страховые компании, опасаясь мошенничества, редко платят по такому набору документов, не видя лично машину. У любой страховой есть своя «прикормленная» экспертиза, которая, формально оставаясь независимой, делает для страховщиков нужные заключения, заодно проверяя битый автомобиль на возможные мошенничества. Так что лучше все-таки сначала показать машину страховой и получить выплату, которую она насчитает, а уж потом, если сумма не устроит, проводить действительно независимую экспертизу и подавать в суд, обратясь к любому юристу на свое усмотрение.
Комиссары выбора не оставляют, они ведут дело так, что оно почти со 100-процентной уверенностью попадет в суд и не позволяют выбрать адвоката по адекватным расценкам. Вообще, расходы на адвоката для истца тоже должна оплачивать проигравшая сторона. Но судьи в некоторых случаях могут постановить не взыскивать полную сумму, если она покажется им слишком большой. Так что гонорары адвокатов тоже имеют значение.
Регулирующая сила
Сами аваркомы упирают на то, что главная проблема в их профессии – мошенники и аферисты, которые, взяв с клиента деньги, потом его просто напросто «кидают», бросая тем самым тень на репутацию честных компаний. У профессионалов клиент почти всегда получает компенсацию, и комиссары не видят ничего зазорного, чтобы за это взять с клиента оплату. В конце концов, для кого-то время ценнее денег. Но отличить профессионального аваркома от афериста крайне сложно, особенно когда они роем кружат вокруг тебя после ДТП. Если уж и прибегать к услугам аварийных комиссаров, то проверенных или с рекомендациями, и выбирать в спокойной обстановке, а не на нервах.
Вообще, аварийные комиссары могли бы стать регулирующей силой системы ОСАГО если бы получали деньги за работу не у потерпевших, а у страховых компаний и представляли их интересы. Что могло быть лучше – после аварии потерпевший звонит в страховую компанию (свою или виновника – сейчас закон позволяет получать компенсацию и там, и там), а та отправляет на место комиссаров, которые, во-первых, удостоверяют сам факт ДТП, а, во-вторых, на месте собирают все документы необходимые для получения компенсации. Если споров насчет виновного нет, а ущерб не слишком большой, можно вполне обойтись без вызова ДПС. В принципе, это и подразумевает Европротокол, вот только страховщики видят в каждом водителе, самостоятельно оформившем ДТП, мошенника, а тут у них было бы свидетельство от комиссаров, что авария действительно была. Но на содержание службы комиссаров страховым компаниям пришлось бы выделять дополнительные деньги, а, значит, по своей инициативе они на это никогда не пойдут.
Главное для аваркома - подписать договор
Выводы
Мы не случайно в начале материала говорили о юридической и морально-этической стороне деятельности аварийных комиссаров. Закон они не нарушают. Схема их работы юридически безгрешна, да и страховые компании комиссары на несоблюдении правил ОСАГО научились подлавливать. В этом смысле они выступают заодно с водителями.
А вот с моральной точки зрения нельзя не отметить, что работа комиссаров устроена так, чтобы она была больше выгодна им самим, а не их клиентам, которые вынуждены переплачивать за самые обычные услуги, которые могут сделать либо сами, либо в другой организации обычно за меньшие деньги. Аваркомы это понимают поэтому и стараются заключить договор прямо на месте ДТП, пока водитель не отошел от шока. А когда договор заключен, идет уже совсем другой разговор.