Ралли рядом!
Наверное, не найдется такого автолюбителя, кто хоть раз не смотрел по телевизору автогонки. Возьмем для примера Формулу-1. По данным ведущих вещательных корпораций, трансляции «королевы автоспорта» собирают миллиардную аудиторию – больше только у чемпионатов Мира и Европы по футболу! Недалеко стоят и другие автоспортивные дисциплины. Гонки серии NASCARбезумно популярны в США, за целым набором «кузовных» чемпионатов болельщики пристально наблюдают в Западной и Центральной Европе, есть свои любимые гоночные серии и в Азии.
Неудивительно, что при такой зрительской аудитории в этих видах автоспорта «крутятся» огромные деньги. Отсюда и внимание автопроизводителей, и невероятный технический прогресс год от года, и вообще, всеобщее ощущение пышного и дорогого праздника. Праздник этот, кстати, влетает в копеечку и для болельщиков, решивших посмотреть на болиды и послушать рев их моторов вживую. Один только входной билет на автодром в дни проведения Гран-При «первой» формулы вытянет из Вашего кармана минимум 200 евро, а еще добавим сюда билет в Европу, проживание, питание, сложности с визами… Вот и получается, что для большинства приобщиться к гонкам возможно только посредством телетрансляции.
Или все не так сложно? Мир автоспорта не ограничивается лишь сверхвысокобюджетными гоночными сериями. Нет-нет, мы сейчас не говорим о нелегальных ночных «покатушках» по относительно незагруженным городским шоссе. Мы говорим о ралли. Просматривая календарь официальных соревнований, понимаешь, что гонок по обычным грунтовкам по всей стране проводится великое множество. Практически каждый уикенд проходят состязания в разных уголках страны и на самых разных автомобилях. На минувшие субботу-воскресенье, как мы сообщали ранее, такие соревнования были запланированы на Кубани. Не посетить мы их просто не могли.
Этап Кубка России, ралли «Натухаевская 2013», прошло с 5 по 7 июля в одноименной станице по Новороссийском. Там собралось ни много, ни мало – 24 экипажа в 3 зачетных группах: N4 – достаточно серьезные автомобили с полным приводом и двухлитровыми турбонаддувными моторами, 4000Н – те же машины, но с уровнем подготовки попроще, и 1600Н – автомобили с приводом на одну ось и безнаддувными двигателями. География участников весьма обширна – от Москвы до Перми, Тюмени и Екатеринбурга. И, конечно же, обширная делегация представителей Кубани.
Сделаем небольшое отступление. Как вообще проходят ралли? Участники собираются к месту проведения, в нашем случае это 5 июля. Проводится необходимая техническая проверка автомобилей, предоставляется время для ознакомления с трассой. Во второй день проходит официальное открытие соревнований и проводится первый и второй этапы. В станице Натухаевская они назывались спецучасток (далее – СУ) «Ореховый - 1» и «Ореховый – 2» соответственно. Ночь машины проводят в закрытом парке – любой ремонт и иное вмешательство с момента старта ралли под запретом. И, наконец, в воскресенье экипажи выходят на старт оставшихся 4 СУ, после чего прибывают на финиш. Между СУ автомобили передвигаются по дорогам общего пользования, строго соблюдая правила – боевой режим допустим только на СУ, которые перекрываются для обычного движения минимум за два часа до старта, а непосредственно перед стартом их безопасность проверяют так называемые «нулевые экипажи». Они же расчищают трассу от крупных камней и прочего мусора. Гонщикам, идущим «в зачете», ничто не должно помешать.
Но вернемся в Натухаевскую. Мы прибыли туда ранним воскресным утром. До старта оставалось два с половиной часа, «боевые» машины стояли в закрытом парке. Очень хотелось рассмотреть их поближе, но вход туда строго запрещен – пришлось ограничиться фотосъемкой из-за ограждения. Впрочем, даже с расстояния 3-5 метров отлично видны мощные каркасы безопасности, увеличенный клиренс, нестандартные элементы ходовой части, специальная «резина» и многие другие чисто гоночные элементы. Они, кстати, в обязательном порядке проходят сертификацию, иначе допуска к гонкам не получить. Доводка, скрытая от глаз – форсированные моторы, секвентальные КПП, более мощные тормоза. О ней гонщики говорят неохотно – мол, дорабатываем, но у каждого свои секреты. Что же, гонка покажет, кто в этом деле был успешнее.
Следить за борьбой удобнее всего с обочины трассы - трибун, как на «кольцевых» автодромах, тут нет. Организаторы гонки заблаговременно разместили в Сети схемы проезда для зрителей, но найти подходящее место оказалось не таким простым занятием. Гонка проходит в стороне от дорог общего пользования, по грунтовкам самого разного качества. В хитросплетениях этих дорог и пришлось искать подходящую точку для наблюдения и фотосьемки. Получилось не сразу – мы около 40 минут петляли по колеям окрестностей станицы и спрашивали дорогу у всех подряд. Забавно, но самый удобный путь нам подсказал один из гонщиков. Он без лишних подробностей, но с отличными ориентирами буквально в двух фразах направил нас к трассе. От себя добавим, что мы не рекомендуем соваться в подобные места на машине с клиренсом меньше 15 сантиметров – велик шанс застрять. Но мучения позади, и мы уже «прицеливаемся» объективами фотоаппаратов в сторону ближайшего поворота.
Места для зрителей
Обычно организаторы соревнований размещают в Интернете схемы СУ и указывают на них наиболее интересные места для зрителей. Таким советом лучше не пренебрегать – это вопрос как зрелищности, так и безопасности!Первый СУ воскресенья – «Семигорский 1» - начался в 10-41. Минут за 10 до этого по трассе промчались «нули» - автомобили экипажей, хоть и выступающих в гонке, но в официальный зачет не попадающих. И вот послышался глухой рев «турбочетверки» – первый «боевой» автомобиль показался из-за поворота. На то, чтобы в подробностях разглядеть его, времени критически мало. Едва успеваешь сделать несколько кадров в «спортивном» режиме съемки, а болид уже с ревом проносится мимо, обдавая зрителей градом мелких камней и накрывая облаком пыли. Ветер дует в нашу сторону, снося облако прямо на нас. Решаем перейти на другую сторону. Ширина дороги – всего около четырех метров, но выходить на нее боязно. Машины стартуют с интервалом 1-2 минуты, и предсказать появление очередного участника никто не возьмется. Об опасности перехода через трассу недвусмысленно говорит и раздаваемая болельщикам листовка. Выбираем наиболее безопасный путь – переходим дорогу в середине длинного прямика, откуда хорошо просматривается зона возможного появления машины.
О безопасности
Правила для болельщиков настоятельно не рекомендуют стоять слишком близко к трассе, поворачиваться к ней спиной, занимать места на внешних сторонах поворотов и вообще терять бдительность. Ралли – спорт не самый безопасный. Вылеты машин за пределы дороги случаются практически на каждом этапе, и если экипаж защищен каркасом безопасности, ремнями и амуницией, то зрители – только своей предусмотрительностью и реакцией.С новой точки вид на трассу открывается просто шикарный. Прекрасно видно, как автомобили выходят из поворота, устремляясь по прямой вперед. Отсюда уже можно оценить разницу в технике пилотирования машин с разными типами привода. Полноприводные «монстры» проходят виражи в умеренном заносе, практически не снижая скорости. «Переднеприводники» (монокубковый VolkswagenPolo, CitroenSaxo, CitroenC2 и отечественные «Самары» и «Калины») заносов почти не допускают.
Категория 1600Н, по которой они подготовлены, не предусматривает избыточной мощности, поэтому растрачивать энергию в скольжениях пилоты себе не позволяют. А вот для единственного заднеприводного авто на гонке – ВАЗ 2101 Евгения и Алексея Сорокиных – прохождение виражей в заносе вполне оправдано. И дело не в мощности – просто «заправить» в поворот «копейку» так получается гораздо лучше.
Длина спецучастков на ралли «Натухаевская 2013» варьируется от 10 с половиной до 13 километров. Быстрейшие экипажи проходят их со средней скоростью 75-77 км/ч. Аутсайдеры не дотягиваются и до отметки в 60 км/ч. Быстро это или нет? На первый взгляд, не очень. Но если учесть, что на поворотах и при прохождении особо сложных участков (ямы, колеи, лужи, а они на трассе тоже есть) скорость падает и до 20 километров, то становится понятно, что гонщики по трассе просто летят.
Моносерия «Кубок DMACK»
Машина - Volkswagen Polо
Привод – передний
Двигатель – 1,6 литра, до 170 л.с.
Аренда на один этап – 75 тысяч рублей
На старт вышло 7 автомобилей
Всего мимо зрителей проходят до 30 экипажей. Добавим сюда проезды «нулей» и «метлы» (автомобиля организаторов, который закрывает каждый этап, проверяя безопасность), которые тоже едут очень зрелищно. А стартуют машины, как мы уже говорили, с интервалом около 2 минут. Вот и получается, что продолжительность гонки на одном СУ составляет порядка часа – полутора. За это время совершенно реально сменить две-три позиции и понаблюдать за гонкой в разных ракурсах. Правда, для этого очень желательно изучить схему размещения мест для болельщиков заранее, чтобы в поисках очередного не пропустить ничего интересного.
На память
Ралли иногда дарит болельщикам сувениры. Эта покрышка осталась на трассе после схода одного из экипажей. Не успели мы ее сфотографировать, как местные мальчишки уже утащили ее на память!Стоя рядом с трассой, испытываешь непередаваемые эмоции. Рев моторов, лязг трансмиссий, отстрелы в глушитель, и все это от проносящихся на большой скорости настоящих спортивных машин. Но главное не это. На гонке ты по-настоящему кайфуешь от общения с раллийной тусовкой. Приходя на футбол, болельщик вряд ли задаст вопрос своему кумиру или «стрельнет» у него автограф. А здесь – пожалуйста. В свободное время гонщики не возражают против коротких фотосетов, охотно болтают с зеваками о подготовке машин и даже дают советы новичкам автоспорта. Да и сами болельщики активно общаются друг с другом, спорят, травят байки, жарят шашлыки и просто отлично проводят время.
Раллийные сувениры на трассе долго не залёживаются
В день проводится несколько СУ, и болельщики могут побывать на всех. Для фанатов автоспорта это, пожалуй, оправдано, а для желающих просто интересно провести выходные такой вариант может показаться утомительным. Оптимальным в таком случае можно считать вариант посещения 2-3 спецучастков.
Стоя рядом с трассой, испытываешь непередаваемые эмоции. Рев моторов, лязг трансмиссий, отстрелы в глушитель, и все это от проносящихся на большой скорости настоящих спортивных машин. Но главное не это. На гонке ты по-настоящему кайфуешь от общения с раллийной тусовкой. Приходя на футбол, болельщик вряд ли задаст вопрос своему кумиру или «стрельнет» у него автограф. А здесь – пожалуйста. В свободное время гонщики не возражают против коротких фотосетов, охотно болтают с зеваками о подготовке машин и даже дают советы новичкам автоспорта. Да и сами болельщики активно общаются друг с другом, спорят, травят байки, жарят шашлыки и просто отлично проводят время.
Транспорт у зрителей разнообразный. Вот с такого очень удобно наблюдать гонку
Словом, выезд на ралли может стать отличным способом провести выходной. Он не слишком затратный, очень познавательный, его можно прекрасно совместить с поездкой на море или другим отдыхом. Да и мир доступного автоспорта одним ралли не ограничивается. Но о других дисциплинах поговорим в следующий раз.
Официальные итоги гонки Вы можете скачать здесь: