Алкоголь за рулем: как доказать, что не пил
Все мы знаем, что наказание за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения весьма сурово – полтора года лишения прав и штраф в 30 тысяч рублей. Причем, постоянно появляются предложения еще больше усилить ответственность пьяных водителей – вплоть до уголовного срока. Понять это можно, ведь водитель, который садится за руль под градусом, может натворить серьезных бед.
Однако в таких случаях неминуемо возникает вопрос – а судьи кто? Ведь при жестком наказании нужно быть уверенным, что его не получит невиновный. Поэтому сегодня редакция Авто25.ру решила поговорить об экспертизе на алкогольное опьянение: кто и кого на нее отправляет, как выносится решение и каких подвохов можно ожидать.
На посту
Несмотря на то, что процедура не менялась уже много лет, далеко не все водители знают порядок действий. Хорошо бы им и дальше пожелать сталкиваться с этой информацией лишь теоретически, но в России может случиться что угодно, поэтому зарекаться не следует даже ортодоксальным трезвенникам.
Как известно, окончательный диагноз о том, что водитель пьян, может вынести только врач, и это происходит на втором этапе обследования. На первом инспектора ГИБДД ведут предварительный отбор тех, кого стоит отправить на экспертизу. И это не прихоть, а их право и обязанность, которая дана статьей 27.12 КоАП РФ.
Для тестов на опьянение нужно составить протокол
отстранения
Инициировать проверку инспектор может при любых подозрениях. Вообще в нормативных документах указаны такие формальные признаки как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, несвязность речи, изменение окраски лица, неадекватное поведение. Понятно, что все эти «симптомы» могут появиться из-за усталости или заболеваний, но для сотрудника ГИБДД это явный признак обратить на водителя пристальное внимание. Более того, закон разрешает проводить проверку даже если формально все в порядке, просто опираясь на интуицию полицейского. Для опытных сотрудников такая формулировка хорошее подспорье, долгая работа в ГИБДД у многих развивает чутье на пьяных, однако в ней же кроется и серьезный механизм для злоупотреблений.
В общем, если инспектор ГИБДД решил, что вы пьяны, он наверняка предложит на месте «подышать в трубочку». Вообще, этот прибор называется алкометр, он должен быть проверен и иметь действующий сертификат соответствия, который инспектор обязан показать по требованию водителя.
В российской практике как-то повелось, что проверка происходит без всякого оформления документов, но по закону это неправильно. Перед любым использованием алкометра должен составляться так называемый протокол отстранения, но обычно бумажной работой инспектора занимаются, только если прибор дал «нужные» результаты, а трезвых не оформляют. Требовать соблюдение всех формальностей или нет – выбор автомобилиста. Если вы уверены, что трезвы как стеклышко, то зачастую имеет смысл быстро пройти тест и ехать дальше, а не ждать пока бумаги будут оформлены.
Цифра
0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха – такая планка сегодня отделяет трезвых от пьяных. В пересчете на привычный способ изменения это примерно 0,32 промилле.
Алкометр прибор несложный и его очень просто обмануть. Это самая главная лазейка для недобросовестных инспекторов, вымогающих взятки. Стеклоочиститель со спиртом, одеколон в трубочке, да и просто сбитая настройка – способов заставить показать прибор нужное число очень много. А дальше просто – запугал водителя лишением прав, забрал у него деньги и можно искать другую жертву. На самом деле показания алкометра официальным доказательством не являются, это лишь один из поводов отправить водителя в диспансер. Но как много автомобилистов, которые об этом не знали, поплатились своими деньгами.
Фактически получается, что проверка на дороге это формальность, ведь в большинстве случаев итог один: если прибор показал «трезв», но сотрудники полиции все равно уверены в обратном, если прибор показал «пьян», но водитель не согласен, если автомобилист вообще отказался дышать в «трубочку» – в любом из этих случаев придется ехать к наркологу. Только если показания превысили норму и водитель не спорит с тем, что пьян, все бумаги оформляются на месте.
Для проведения анализа часто берут кровь
В диспансере
В отличие от проверки на дороге, от освидетельствования в спецучреждении лучше не отказываться, ибо это автоматически влечет собой наказание аналогичное тому, что предусмотрено за вождение в пьяном виде. Логично, что даже если чувствуешь за собой грешок нужно все равно ехать – ибо терять нечего. Кто-то даже пользуется тактикой затягивания времени, мол, пока оформление документов, сама поездка, очередь, глядишь, часть промилле организм из крови выведет. Мало кто знает, но инспектора обязаны не только доставить водителя на освидетельствование, но и отвезти его обратно к автомобилю, причем даже в том случае, если его уже забрали на штрафстоянку.
Само освидетельствование должен проводить дипломированный врач-нарколог. Впрочем, в районных центрах и деревнях, где такого нет, допускается участие и врача другой специализации. Обязательно только то, чтобы организация имела лицензию на проведение подобных экспертиз. Кстати, ее должны показать по требованию водителя.
Технологию проверки определяет врач с учетом требований инструкций Минздрава, обычно измеряют показатели алкоголя в выдыхаемом воздухе и берут на анализ какую-то жидкость – в отличие от простецкого гаишного прибора такие тесты способны выявить не только алкогольное, но и наркотическое опьянение. Во всей процедуре для водителя главное выполнять требования врача, ибо любой отказ может быть расценен как нежелание проходить освидетельствование – со всеми вытекающими обстоятельствами.
Цифра
На 7% процентов в 2014 году увеличилось количество погибших в ДТП с участием пьяных водителей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Результаты проверки заносят в соответствующий акт, копию которого обязаны выдать водителю. Правда, в зависимости от набора тестов результаты иногда приходится ждать несколько дней.
В качестве ремарки заметим, что среди водителей часто бытует мнение, что инспектора ГИБДД и врачи в сговоре и штампуют обвинительные результаты один за другим. Подобные случаи, безусловно, возможны и наверняка встречаются, но массовыми их назвать все-таки сложно. Прежде всего потому, что прямой выгоды от такого сотрудничества никто не получает.
«Подкрутить результаты» для опытных гаишников
не составит труда и это проблема
Инспектору, если он планирует вымогательство, лучше провернуть дело на первом этапе, потом уже будет составлено много различных документов и замять ситуацию будет куда сложнее.
Многие не знают, но оспорить результаты экспертизы можно сделав еще одну, в другом учреждении. Правда, на практике это мало кому удается, по сложившейся практике суды неохотно рассматривают повторные экспертизы.
Закончить материал хотелось бы банальным, но все-таки пожеланием использовать информацию в этой статье как способ защиты от попыток развода, а не как способ избежать ответственности за вождение в пьяном виде.
Закон не зря суров к тем, кто садится за руль подшофе – это потенциальные убийцы и нельзя им уподобляться.