Как поехать в Белоруссию на машине-2019
«Авто25» открывает традиционный цикл статей к отпускному сезону. Начнем мы с рассказа об автопутешествии по Белоруссии. Идея поехать в отпуск в эту страну может показаться странной – там нет моря и пляжного отдыха. Однако далеко не всем нужно праздное времяпрепровождение, кому-то, наоборот, хочется новых впечатлений и открытий. Для таких целей поездка в Белоруссию подходит отлично, а то, что это направление не так популярно будет еще и дополнительным плюсом – меньше шансов попасть в пробки или застрять в очередях. Поездки же Белоруссия достойна: хотя русских туристов тут постоянно настигает чувство дежа вю, местного колорита тоже хватает, да и посмотреть есть что.
Из всех способов поездки в соседнюю республику мы бы рекомендовали автомобиль. Конечно, поезда, автобусы и самолеты доступны на любой вкус и кошелек, но идея именно в том, чтобы поездить по стране, а не осесть в одном месте, поэтому машина тут вне конкуренции.
Как ехать
Белоруссия самая дружественная для россиян страна в плане документов. Для поездки не нужна не только виза, но и заграничный паспорт. Обычный паспорт, конечно, взять с собой стоит, но и он не факт, что пригодится. Это делает Белоруссию чуть ли не единственной «заграницей», доступной для людей, которым выезд из страны официально запрещен – если не попадать в истории, то никто о факте поездки не узнает.
Собственно, на автомобиль тоже никаких дополнительных документов не нужно, кроме страховки. Страны хоть и дружественные, но российское ОСАГО в Белоруссии не действует, нужно покупать «Зеленую карту». Кстати, не обязательно делать это у себя в городе, перед любой границей будет масса будочек и домиков, где с радостью сделают страховку. На все про все 10 минут и 840 рублей (для легкового авто) на 15 дней пребывания. Наличие страховки автоматически никто не проверяет, но милиционеры (да-да, в Белоруссии не стали ничего переименовывать) при проверке документов ее обязательно спросят. А с белорусской милицией лучше не связываться.
В отличие, например, от Грузии в Белоруссию ведет масса дорог и для поездки можно пользоваться любой, выбирая из рассчета оптимизации маршрута. Очередь и потеря времени на границе – нонсенс, почти везде сама граница номинальная. Ты едешь-едешь, а потом внезапно дорожные указали начинают идти на белорусском. Лишь на одном пограничном пункте (на трассе Гомель – Брянск) автор этой записи встретился с чем-то, что можно назвать проверкой паспортов, на М1 и трассе Рославль – Могилев автомобиль даже никто и не останавливал.
Штрафы и милиция
Автомобильная жизнь Белоруссии похожа на российскую, но есть некоторые нюансы, которые обязательно нужно учитывать.
Привычных российским водителям «+20 км/ч» в Белоруссии нет, штрафы начинают выписывать уже с превышения на 10 км/ч. Ограничения похожи: в городах разрешено ехать до 60 км/ч, на трассах – до 90 км/ч, но есть и отличие: на магистралях разрешенная скорость – 120 км/ч для легковых авто.
Скорость активно контролируется камерами автоматической фиксации, правда все они стационарные. Перед каждой как положено стоит предупреждающий знак, поэтому всегда есть возможность притормозить. Прячущихся по кустам переносных камер, которые буквально затерроризировали водителей в России, в Белоруссии нет. Так что угрозы с этой стороны можно не опасаться. Но все равно лучше не нарушать, штрафные квитанции в Россию не отправляются, но белорусы приспособились наказывать нарушителей по-другому. Перед постами ГАИ ставят камеры, которые сканируют поток и передают данные о выписанных штрафах на пост. Ну, а там уже сотрудники ГАИ «вручную» тормозят автомобиль и «напоминают» о штрафах.
Могут быть «нежданчики» и другого типа: в отличие от российских коллег, белорусские гаишники продолжают применять ручные радары. Штраф в таком случае выписывается на месте. Это может создать немало проблем, ведь на месте рассчитаться нельзя, нужно искать сберкассу, которая открыта только в рабочее время, да и принимает только белорусские рубли…
Дороги и бензин
Дорожная инфраструктура весьма достойная. Заправок меньше, чем в России, но у большинства есть комфортные туалеты, магазины и места для перекуса. На крупных трассах много оборудованных мест для остановок и отдыха. С тем, чтобы остановиться и поспать во время ночного перегона, проблем быть не должно.
Почему-то считается, что цены на всех заправках в Белоруссии одинаковые. Это не совсем так, разница хоть и небольшая, но имеет место быть. Зависит она от сети, а не от региона как часто бывает в России. Цены на топливо не очень отличаются от российских, на момент написания статьи бензин стоил примерно на 2-3 российских рубля дороже. А вот с ценами на газ ситуация хуже. Литр пропана в пересчете обходится примерно в 30 российских рублей, так что автомобилям с ГБО есть смысл заливать полный баллон в России. Впрочем, самих пропановых заправок в Белоруссии много. Пару раз встречались и метановые.
Качество дорог, в целом, немного выше чем в России. Федеральные магистрали содержатся в отличном состоянии, региональные дороги чуть хуже, но тоже достойного качества. Правда один раз на региональной трассе асфальт вдруг закончился и пришлось около 10 километров ехать по гравию. Но, видимо, это исключение.
Водительский менталитет белорусов чуть ли не образцовый. Автор этого материала проехал 300 километров от Минска до Бреста с максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. За все время его обогнало всего пять машин с белорусскими номерами. Зато россияне «пролетали» мимо с удивительной регулярностью.
Что смотреть
Вариантов маршрута по Белоруссии на машине много. Каждый может выбрать интересующие именно его объекты. Обязательно нужно побывать в Минске, а дальше по выбору: в Мире и Несвиже есть отреставрированные замки в средневековом стиле, в Бресте помимо крепости есть классный музей железнодорожного транспорта и очень атмосферная пешеходная улица для прогулок, в Хатыни – впечатляющий мемориальный комплекс, в Гродно – интересные объекты архитектуры, в Лиде – известный пивзавод, на который водят экскурсии, в Жодино – завод БелАЗ, ну а Беловежская пуща считается уникальным природным объектом. Моря действительно нет, но и без него интересно.