Повышенные требования: тест-драйв Skoda Rapid
После успешных тест-драйвов чешских автомобилей, Avto25.ru относится к продукции марки SKODA с явным трепетом. Думаем, что это заметно, поскольку уровень требований к каждой новой модели уж точно не ниже, чем к героям предыдущих статей. Ну а если уж машина заявлена в более высокий класс, да еще оценивается в сумму, сравнимую со стоимостью жилья в пригороде Пятигорска, то и показать она нам должна что-то невероятное. Впрочем, на этой неделе мы не ждали от очередного детища компании невообразимых впечатлений, поскольку оно позиционируется, как доступное транспортное средство. Все же, мы надеялись, как продолжаем верить в футбольную сборную России на Чемпионате мира в Бразилии. С одним отличием: SKODA Rapid – пятидверный лифтбэк субкомпактного класса – действительно подарил целую бурю эмоций, а также новое понимание того, каким должен быть современный доступный автомобиль.
Трех- и пятидверные модели с именем «Rapid» в Чехии начали выпускать еще до Второй мировой войны (с 1935 по 1947 годы), а потом еще раз, спустя почти 40 лет (с 1983 по 1991 годы), в форме трехдверного седана. Так что, осенью 2011 года, когда публике на Франкфуртском автосалоне был представлен концепт Mission L, а также в апреле 2012 года, с показом на Пекинском автосалоне прототипа этого автомобиля уже с названием «Rapid», спустя еще 20 лет случилось третье пришествие. Окончательная версия готового продукта вышла на рынок Европы еще в конце 2012 года. Затем, в 2013 году, продажи начались в азиатских странах (Индия, Китай, Казахстан) и, наконец, в начале 2014 года лифтбек добрался до России.
Современная версия SKODA Rapid является прямым продолжением первого поколения SKODA Octavia, называвшегося в России Octavia Tour. Тот автомобиль был весьма популярен, продержавшись на конвейере 14 лет (с 1996 по 2010 годы). Как известно, его снимали с производства исключительно по причине устаревания и необходимости модернизации. За четыре года модель с легкой руки конструкторов получила некоторые особые черты Volkswagen Polo Sеdan (на индийском рынке даже представлен Rapid, являющийся близнецом этого автомобиля, построенным на базе местной версии Volkswagen Vento), а также элементы от Roomster и Fabia. Изначально лифтбэк выпускали в Млада-Болеславле, однако та машина, на которой по Кавминводам прокатились мы, уже является продуктом завода, который находится в Калуге. Российская версия имеет слегка адаптированную подвеску и другие плюсы, вытекающие из сказанного выше.
Внешность
Концепт Mission L автомобильный мир встретил весьма приветливо, ну а его серийное продолжение и вовсе принято с теплотой. Внешний дизайн SKODA Rapid является, пожалуй, главным козырем этой машины, где реализован максимум концептуальных решений. Многих «одноклассников» удалось положить на лопатки только одними фотографиями модели. Специалисты чешского производителя, главного из которых зовут Йозеф Кабан, собрали все лучшее, что делали для других своих детищ, и перевоплотили старую Octavia в совершенно современный и оригинальный автомобиль. При этом они сохранили все, что в «нулевых» годах нашего века так нравилось публике.
Менялись же, в частности габариты (4483х1706х1461 мм). SKODA Rapid чуть крупнее своих прямых конкурентов, но, конечно, уступает в размерах нынешней Octavia (не путать с Octavia Tour, поскольку Rapid примерно на 100 мм длиннее и ее, и даже Volkswagen Polo Sеdan). Поэтому по европейским меркам субкомпактный лифтбэк позиционируется в классе «В+».
Внешность же (несмотря на то, что на вкус и цвет товарищей нет) в очередной раз возносит модель SKODA в более высокий сегмент. Здесь во всем присутствуют элементы того, что европейцы называют «средний класс» (С-класс). В шоу-руме перед нашей поездкой мы рассматривали версию Rapid с минимальным набором «примочек», и изначально показалось (укрепилось мнение), что эта машина «не потянет» на требуемый уровень (не смотря на это она превосходит конкурентов). Но, то была базовая версия, и та машина, которую нам подали для тест-драйва (средняя комплектация) сразу сняла все вопросы. На следующем уровне автомобиль значительно преображается, при этом сохраняя консервативность, строгость и точность, присущие всем чешским моделям с немецкими корнями.
Незамысловатые формы головной и задней оптики, не просто не надоедают глазу, они вписаны в силуэт классического седана, словно всем известная улыбка Джоконды. Кроме того, Rapid всем своим видом заявляет о серьезности человека, который находится за рулем, да и о практичности заодно тоже. Высокие свесы бамперов (клиренс – 143 мм), которые исключают повреждение о бордюр, но не выглядят здесь, как вынужденное решение. Картину дополняет уже измененный (не имеющий элементов зеленого цвета) логотип SKODA.
Кузов выглядит весьма убедительно, ощущения присутствия хороших материалов, достаточно прочного металла. А палитра красок, которыми все это покрыто сверху, позволяет сделать SKODA Rapid вполне индивидуальным автомобилем. На выбор: три базовых, девять «металликов» и один специальный жёлтый перламутр.
Салон
Внешность SKODA Rapid полностью соответствует и обстановке в салоне автомобиля. То есть в «пустом» варианте интерьер скучен, словно обезличен: обилие темного пластика и недостаток каких-то дизайнерских решений, что говорит о бюджетности машины. Однако на следующем этапе «заряда» модель преображается и раскрывается, хоть и не во всей, но все же в красе. Достаточно вместительное внутреннее пространство обеспечивает водителя высоким уровнем комфорта и выглядит достаточно практично. Можно сказать, что на вид это убранство вполне соответствует С-классу, да еще и внушает веру в то, что оно не будет портиться долгие годы и всегда останется в первозданном виде.
Шумоизоляция SKODA Rapid
Вибро- и звукоизоляция порадовали своим уровнем относительно класса. Шумы внутри SKODA Rapid практически не слышны на холостых оборотах мотора. О творящемся на улице вокруг машины можно судить по каким-то удаленным отголоскам.Передняя панель весьма похожа на ту, что мы видели в Polo Sedan, правда поставить эти машины рядом и сравнить на ощупь пока не удалось. И все же, даже в самой простой версии качество материалов вопросов не вызвало. Подогнано все хорошо и ни где ничего не скрипит. Эргономика восхитила особо – многие элементы перекочевали сюда из других машин концерна, повсеместно имеются разнокалиберные кармашки и сеточки для хранения мелочей.
За дополнительные деньги на SKODA Rapid ставится хром пакет, стеклоподъемники и дополнительные подушки безопасности.
В продвинутых версиях имеется отделанный кожей руль, а управление мультимедийной системой на нем – это уже опция. Также стоит упомянуть, что за доплату доступна навигационная система.
Посадка в водительском кресле удобна, обзорность достаточно хороша. Регулировки рулевой колонки в двух направлениях да и перемещения самих сидений позволяют расположиться довольно комфортно. Пространства для трех небольших, либо двух крупных пассажиров сзади предостаточно при любом положении. В сравнении с ближайшими «родственниками» в ногах там предусмотрено дополнительно 90 мм свободы. Хотя дифлекторов обдува там нет, а стеклоподъемники имеются не во всех версиях. Для пряжек задних ремней безопасности предусмотрены специальные держатели, чтобы они всегда были под рукой и не мешали при раскладывании грузового отсека.
Интересно, что в базовой версии спинка заднего дивана складывается только целиком, но в тестовой машине была установлена уже разделенная конструкция. Багажник и так огромный, рекордный в классе – 550 литров, а вместе с салонным пространством объем грузового отсека достигает – 1490 литров. Задняя дверь по чешской традиции (как в Octavia и Superb) открывается вместе со стеклом, как у хэтчбеков. Подполье прикрывает двухсторонний коврик, который можно переворачивать прорезиненной, либо ворсистой частью вверх, в зависимости от перевозимой поклажи. Под ним спрятана полноразмерная запаска на стальном диске, а также пенопластовый органайзер.
Двигатель и ходовая
Та самая первая Octavia строилась на платформе Volkswagen Group PQ25 (A4), созданной еще в начале 90-х. Эта же конструкция была основой «четвёртого» Volkswagen Golf, а затем и Volkswagen Polo пятого поколения, SEAT Ibiza и Audi A1. Новый Rapid соответственно имеет ту же систему, хотя с несколько оригинальным подходом. Спереди уже традиционный Макферсон, сзади — полунезависимая балка, плюс некоторая вытянутость. Показалось, что при движении лифтбек несколько жестковат в угоду точности управления и безопасности. Чтобы сорвать эту машину в занос нужно ее хорошенько раскачать, что достаточно не просто с системой ESC. В России SKODA Rapid производится сразу с пакетом для плохих дорог, предполагающим увеличенный клиренс, более длинные пружины и «мягкие» амортизаторы. Это увеличивает и грузоподъёмность с 535 до 580 кг.
На мировой арене SKODA Rapid получила в свое распоряжение уже семь различных моторов, но в России можно выбирать всего из трех: 1.2 MPI (75 л.с.), 1.6 MPI (105 л.с.) и 1.4 TSI (122 л.с.). Все они проходят по Евро-5. Нам на тест достался автомобиль с бензиновым атмосферным двигателем, объемом 1.6 литра и мощностью 105 л.с. По городу с ним динамики вполне хватает, хотя через час катаний между Вин Садами и Пятигорском стало хотеться еще больше драйва и правый глаз начал коситься на прайс-лист, в котором имеется турбированный агрегат. Впрочем, как утверждают дилеры SKODA, покупателям Rapid мотора 1.6 зачастую вполне хватает, а более мощный вариант делает машину уж очень агрессивной.
Сразу обратил на себя внимание короткий ход педали сцепления. В купе с тягой к высоким оборотам (бортовой компьютер на экране рекомендует нам передачи, традиционно для чешских машин) получается, что SKODA Rapid, даже не с топовым двигателем, является одним из самых динамичных представителей в классе. Этому потворствует и весьма четко работающая МКПП. Единственное, что немного напрягло – это отсутствие 6-й передачи и необходимость сильно «раскручивать» машину, что создает намек на акустический дискомфорт, хотя сама коробка звуки в салон не посылает. Зато еще одним преимуществом SKODA Rapid, что само собой вытекает из вышесказанного, является оптимальный расход топлива. В режиме перемещения по загруженным улицам и между городами он не превышает 7-8 литров на 100 км.
Цены и конкуренты
Для здоровой конкурентной борьбы на рынке чешской компании был необходим промежуточный вариант между среднеразмерной Octavia и чисто городской Fabia, ведь другие бренды уже давно активно заполняют нишу «бюджетных» компактных моделей. Теперь с уверенностью можно утверждать, что среди одноклассников у Rapid конкурентов нет. В России представлено три комплектации: Active с шинами 175/70 R14, Ambition с 185/60 R15 и Elegance с 195/55 R15. В качестве опций доступны боковые подушки, системы курсовой устойчивости и мониторинга давления в шинах, а также система помощи при старте в гору и противотуманные фары, «заглядывающие» в поворот. В заднем бампере может появиться трёхдатчиковый парктроник. И все это богатство можно собрать по окончательной цене – менее 700 тыс. рублей.
Двигатели | Расход топлива | Выбросы CO2 | Active | Ambition | Elegance |
---|---|---|---|---|---|
1.2 MPI | 5,8 | 134 | 479 000р. | 549 000р. | - |
1.4 TSI | 5,8 | 180 | - | 684 000р. | 724 000р. |
1.6 MPI | 6,4 | 152 | 529 000р. | 599 000р. | 639 000р. |
1.6 MPI | 7,5 | 180 | 579 000р. | 649 000р. | 689 000р. |
Также доступен прайс-лист с описанием и стоимостью дополнительно устанавливаемого оборудования SKODA Rapid.
За меньшие деньги, но и с более бедным набором в категории представлены, пожалуй только Kia Rio и Hyundai Solaris. Но и они проигрывают, поскольку не могут бороться в еще более низком ценовом сегменте. То есть у Skoda Rapid разброс стоимости настолько велик, а набор опций (опять же, традиционно для чешской марки) столь внушителен, что данная модель является одним из самых оптимальных транспортных средств во всем мире. Напомним, практически то же самое мы писали в статье о новой Octavia. Это значит, что работа маркетологов и всех остальных служб немецко-чешского концерна ни много ни мало должна стать эталоном для всех остальных производителей автомобилей.
Развивать успех SKODA планирует выводом на рынок «зелёной» версии Rapid Green tec. Ее оборудуют кнопочным запуском, «старт-стопом», системой, отключающей генератор во время раскрутки двигателя и шинами с низким сопротивлением качению. Кроме того, интересным может показаться планируемый к запуску SKODA Rapid Spaceback. По названию понятно, что это будет чистый хэтчбек с некими изменениями относительно конструкции лифтбека. По словам наших источников, подобности об этом варианте автомобиля могут стать известны ближе к концу 2014 года. Однако уже сейчас мы обнаружили видеозапись тест-драйва данной машины, который проходил где-то в Чехии:
Итог
Да, при выборе автомобиля В-класса придется попотеть. Здесь хочется сэкономить, но и не остаться с «пустой» машиной за достаточно неплохую сумму. Именно поэтому для потенциальных клиентов SKODA Rapid представляется с предельно прозрачной системой комплектации. Вы берете данный продукт, навешиваете на него все, что необходимо, избавляетесь от ненужных опций и катаетесь на совершенно индивидуальной машине, что весьма необычно для субкомпактного сегмента. К тому же в любой версии автомобиль понравится тем, кто любит динамичную и недорогую езду, а также обращает внимание на представительские качества автомобиля. Основными преимуществами SKODA Rapid являются: его привлекательная и серьезная внешность, комфорт и отличная отработанная техника; в то же время добротность, простота и доступность вкупе с прекрасной управляемостью и оснащённостью. Чешская модель очень хороша для тех, кто хочет иметь больше автомобиля за меньшие деньги.
Мы выражаем благодарность и признательность за проведение тест-драйва и помощь в подготовке этого обзора официальному дилеру Skoda в городе Пятигорске – компании «Арта-М» .
Если Вы не согласны с оценками автомобиля в этой статье, Вы можете самостоятельно пройти тест-драйв в одном из автосалонов Skoda на Юге России и описать свои впечатления в комментариях.
Ознакомиться с объявлениями о продаже лифтбека Skoda Rapid вы можете в нашем каталоге.