Японский компромисс: тест-драйв Toyota Vitz с «правым рулем»
За несколько дней до проведения этого теста в нашей группе ВКонтакте мы разместили опрос об отношении автолюбителей Юга России к машинам с правосторонним расположением руля. Результаты оказались вполне предсказуемыми: около сорока процентов ответивших относятся к таким авто негативно, еще столько же – безразлично, и лишь двадцать процентов опрошенных видят в «правом руле» свои преимущества. Но ведь и двадцать процентов – это очень большое число автолюбителей, и поэтому мы решили протестировать одну из самых популярных машин из разряда JDM – Japan domestic market, то есть предназначенных для внутреннего рынка Японии.
Такие машины в Россию в подавляющем большинстве случаев попадают в Россию подержанными, в возрасте от 3 до 5 лет, что обусловлено спецификой таможенных пошлин. Наш герой как раз из таких – Toyota Vitz 2010 года выпуска была ввезена в Россию в мае этого года с пробегом около 20 тысяч километров и в очень приличном состоянии.
Снаружи и внутри
Подогретый
Если очень хочется купить Vitz, но смущает его совершенно не драйверский характер, можно выбрать версию RS. 110 л.с. и механическая КПП вместе с усиленным кузовом, тормозами, аэродинамическим обвесом и по-иному оформленным салоном способны кардинально изменить темперамент малыша.Японский Vitz, как и его европейский аналог Yaris, относится к В-классу, то есть это компактная городская машинка. Внешность таких автомобилей редко становится предметом жарких споров и так же редко у подобных автомобилей появляются ярые фанаты. Здесь все просто и в то же время симпатично. Машина лишена острых граней и запоминающихся элементов. Но силуэт получился гармоничный, сбалансированный и, пожалуй, приятный. Хотя отделаться от мысли, что сидишь за рулем женской машинки, никак не получается.
При этом скромные габариты (3785*1695*1520 мм) вовсе не означают, что машина имеет маленький салон – колеса расставлены по углам, салон слегка приподнят над дорогой, двигатель и прочие агрегаты сдвинуты вниз, а багажник очень мал. Таким образом, при колесной базе в 2460 мм в салоне удалось разместить 4 полноценных места. Пятого пассажира при желании разместить тоже можно – есть и ремень безопасности – но о просторе на заднем ряду в таком случае говорить не приходится.
При этом салон производит по-настоящему приятное впечатление. Речь идет как о материалах отделки, так и о продуманности множества мелочей. На тест нам достался Vitz в комплектации I’ll, то есть в максимально оснащенной версии этой модели. Удобные карманы с приливами под поллитровые бутылки есть во всех дверях, небольшие ниши для мелочевки расположены по бокам торпедо, в районе коленей водителя горизонтальный открытый отсек отлично вмещает солнцезащитные очки, два полноценных бардачка расположены перед передним пассажиром, еще один – перед водителем (там, где обычно расположена панель приборов). А еще есть выдвижной ящик под пассажирским креслом, удобный лоток перед селектором вариатора… да это не машина, это хомяк какой-то!
Материалы отделки интерьера тоже порадовали. Да, пластик везде жесткий, но приятный по фактуре и не бликует на солнце, а велюр обивки кресел и боковин двери очень мягкий на ощупь. Что же касается одной из примет той самой дорогой комплектации, частичной кожаной обивки кресел, то на проверку это оказалась вовсе не кожа, а дермантин. Правда, не самый дешевый – на ощупь и на вид претензий к нему нет, – но и не самый износостойкий. На четырехлетней машине с пробегом около 30 тысяч километров водительское сиденье имеет заметные потертости. А что будет еще через год-два? Справедливости ради отметим, что кожаная отделка руля натуральная, приятная на ощупь и нескользкая.
Toyota Vitz выгодно отличается от европейского Yaris комплектацией – даже самые простые версии с трехцилиндровым литровым моторчиком уже в базовой версии имеют две подушки безопасности, АБС, электроусилитель руля, электропакет, центральный замок и кондиционер. Немало для отнюдь не дорогой машины. А более оснащенные версии имеют до 6 подушек, климат-контроль, противозаносную систему, ксеноновый головной свет и многое другое.
При этом посадка за рулем не вызывает затруднений даже у людей очень крупных пропорций – руль регулируется по углу наклона и вылету, а сиденье – по длине, высоте и углу наклона спинки. Обзорность с места водителя можно признать почти отличной. Почти – потому что мощные стойки лобового стекла отнесены далеко вперед и обзор при поворотах заметно перекрывают. В остальном большая площадь остекления и хорошие наружные зеркала позволяют контролировать обстановку вокруг без затруднений. В общем, устраиваемся поудобнее и выезжаем на дорогу.
В движении
Раз, два, три… Продано!
Лучшие экземпляры подержанных машин в Японии продаются на специальных аукционах. Эксперты готовы подтвердить реальность пробега, указать все особенности комплектации и дополнительного оборудования, и даже сообщить о мелких повреждениях на кузове.Массовые автомобили из Страны восходящего Солнца никогда особо выдающимися ходовыми качествами не отличались. В Японии в почете комфорт и экономичность. Toyota Vitz сконструирована именно в угоду этим качествам. Четырехцилиндровый бензиновый мотор объемом 1,3 литра хоть и оснащен простым распределенным впрыском топлива, но имеет так называемую длинноходную архитектуру цилиндро-поршневой группы. Это означает, что длина хода поршня немного больше его диаметра. Такие моторы отличаются неплохой тяговитостью на малых оборотах, а благодаря системе изменения фаз газораспределения VVT еще и невысоким расходом топлива при гражданских режимах езды. В паре с этим двигателем Toyota поставляет вариатор, заточенный под плавное перемещение без резких ускорений.
В городском трафике Vitz демонстрирует покладистый характер. Отклики на педаль газа происходят без задержек, трансмиссия плавно передает крутящий момент на колеса, и толкотня в пробках становится не такой уж утомительной. Если же впереди появляется просвет, машина откликается на нажатие газа более энергично, но все так же плавно. Вообще настройка пары «мотор-вариатор» здесь получилась очень удачная. Но, повторимся, только при спокойной езде. Стоит водителю утопить акселератор поглубже, мотор набирает несвойственные ему 4-5 тысяч оборотов и зависает на этой «высокой ноте». Разгон, конечно, чуть улучшается, но по предельным возможностям эта Toyota не опередит даже ВАЗовскую «Гранту» с восьмиклапанным мотором.
А вот отклики на руль точно лучше типично «российских». Да, электроусилитель руля настроен не самым лучшим образом – чувствуется небольшая ступенька усилия при отклонении баранки от нулевого положения, а обратная связь в поворотах оставляет желать лучшего.
Но все же Vitz остается послушным и прогнозируемым автомобилем практически в любых режимах. Этому способствуют и умеренные крены в поворотах, и внятные, но не острые тормоза. Кстати, срабатывание АБС можно назвать немного грубоватым – в салоне слышен характерный хрип, а на педали ощущаются толчки от перепадов давления в системе. Зато машина остается подконтрольной даже на скользком покрытии, чем переигрывает не только продукцию отечественных автозаводов, но и многих конкурентов из числа low-cost иномарок.
Сказанное выше относится к поездкам по ровному асфальту. Но как только под колесами оказывается покрытие с множеством мелких неровностей, Vitz тотчас начинает жаловаться на судьбу, забросившую его в Россию. Из-под колес доносится неприятный гул, при проезде кочек слышна работа подвески, а в целом поведение машины становится каким-то дряблым. Нет, для грунтовых дорог этот малыш определенно не годится – его попросту жалко.
Как жалко и собственные уши – шумоизоляция в этой машине оставляет желать лучшего. Даже на хорошей дороге очень тихие шины Nokian Hakka Green наполняют салон шуршанием, на скоростях от 100 километров в час слышен ветер, а двигатель напоминает о себе при каждой раскрутке свыше двух с половиной тысяч оборотов. Так что комфортным режимом движения по трассе можно назвать скорость в 90-100 километров в час – тогда вариатор держит обороты мотора на отметке 2200, а общий шумовой фон остается на умеренном уровне. В общем, не погоняешь.
Осторожничать со скоростью приходится еще и из-за настроек подвесок. И передний МакФерсон, и задняя полузависимая схема с П-образной балкой обеспечивают комфортное передвижение только на относительно ровных дорогах. Швы асфальта, заплатки и трещины машина проходит легко, но на неровностях посолиднее энергоемкости пружин и амортизаторов уже не хватает. Например, неаккуратный проезд «лежачего полицейского» иногда вызывает жесткое срабатывание передних стоек на отбой. Дискомфортно.
Вместо резюме
Обычно в этой части материала мы подводим некий итог, даем обобщенную характеристику автомобилю. Но сегодня от заведенного порядка придется отойти и взяться пробежаться по предложениям автосалонов. Дело в том, что протестированная нами машина стоит примерно 410 000 рублей. Немало за пусть и хорошо сохранившийся, но все же четырехлетний хэтчбек В-класса.
Альтернатив на рынке предостаточно: это и Лады всех мастей, и парочка доступных Daewoo в виде Nexia и Matiz, и горстка китайских малолитражек, и даже базовые версии солидной Daewoo Gentra. Попадают в этот ценовой лимит и популярные в России Renault Logan и Sandero. Чем эти машины привлекательнее Витца? Тем, что они новые, продаются с гарантией, некоторые из перечисленных обладают более просторным салоном и багажником, очень ликвидны на вторичном рынке и все из упомянутых хорошо обеспечены сервисом и запчастями. Но есть у новых машин и минусы. Такого набора оснащения не может предложить ни одна из моделей в категории low-cost – климат-контроль, 6 подушек безопасности, очень качественная отделка интерьера и симпатичный дизайн встречаются на машинах минимум вдвое дороже.
Веселая семейка
На платформе Vitz в Японии выпускается целое семейство машин – микровен Ractis, мини седан Betla, а также чуть более дорогие молодежные bB и ist. Техническая начинка у них идентична, но кузова абсолютно разные.При этом автоматическая коробка для недорогих машин если и доступна, то по указанной цене можно приобрести только самые бедно оснащенные версии, а некоторые модели (тот же Логан или Сандеро) и вовсе лишены двухпедальных версий. А о том, чтобы за 400 с небольшим тысяч получить удобный вариатор, речь и вовсе не идет.
Что до надежности пусть и японского, но все же не нового авто, то практика эксплуатации подержанных японок в Сибири и на Дальнем Востоке говорит о потенциальной их беспроблемности. А расположение руля – дело вкуса. Ведь в упомянутом уже в начале статьи опросе нашлись 20 процентов его любителей. Людей, готовых к японскому компромиссу.
Технические характеристики некоторых модификаций Toyota Vitz 2 поколения (2005 – 2010 годы выпуска)
Габариты, Д*Ш*В, мм | 3750*1695*1520 | ||
Колесная база, мм | 2460 | ||
Клиренс, мм | 145 | ||
Полная масса, кг | 1305 | ||
Объем двигателя, л | 1,0 (базовая версия) | 1,3 (тестируемая версия) | 1,5 (версия RS) |
Количество цилиндров | 3 | 4 | 4 |
Система газораспределения | Два верхних распредвала, 12 клапанов, система изменения фаз газораспределения | Два верхних распредвала, 16 клапанов, система изменения фаз газораспределения | Два верхних распредвала, 16 клапанов, система изменения фаз газораспределения |
Система питания | Распределенный впрыск топлива | ||
Мощность, л.с. при об/мин | 71 при 6000 | 87 при 6000 | 110 при 6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 94 при 3600 | 116 при 4000 | 141 при 4400 |
Тип трансмиссии | Передний привод, бесступенчатый вариатор | Передний привод, бесступенчатый вариатор | Передний привод, 5МКПП |
Объем топливного бака, л | 42 |
Объявления о продаже Toyota Vitz Вы можете найти в нашем каталоге.