Любовь к автостарине
Краснодарец Александр Сериков собрал уже несколько машин: и современных, -после аварий, и «реплики» автомобилей начала XX века. «Золотого» века авто!
Фиат и Клемент – как предчувствие…
Любовь к автотехнике проявилась у Саши «страшно» давно, — с тех времен, когда сосед купил мотоцикл. Тот «Ковровец» не отличался надежностью, и сосед его бесконечно собирал-разбирал. А Саша при этом постоянно присутствовал и помогал – по мере возможности…
Спустя годы, оказавшись после института по распределении на Украине, спроектировал и изготовил к своему мотоциклу «Чезет-250» коляску, — это был его первый опыт автоконструирования.
В 1978-м в Краснодаре совсем взрослый Александр Павлович купил Fiat 1100 — 1937 года выпуска. Даже по тем временам это был раритет! Он и сейчас «жив» — этот Fiat, стоит в гараже, ждет очереди. Тогда, при покупке в этом «фиате» «родного» было немного, но машинка довольно долго и бодро ездила. А сейчас Сериков насобирал все необходимое для полного восстановления «итальянки», причем все – «родное»! Например, лежит у него два двигателя с коробками – фирмы SIMCA. Знающие люди понимающе кивнут в этом месте: «Фиат» в те времена часто пользовался двигателями французской, ныне покойной, фирмы.
Но вернемся в середину 80-х годов прошлого века, когда наш герой работал в краевой Станции юных техников. Как-то попались ему на глаза фото Laurin Clement 1905 года выпуска. Человек «загорелся» сам, и пацанов, с которыми работал на Станции «зажёг»! По фотографиям сделал чертежи, и в 1988-м году машинка – в металле и дереве – уже существовала, прошла первые километры.
Задний мост был от «москвича», передний – полностью самодельный, двигатель – от мотоцикла «Урал». Этот «лаурин» своим ходом добрался аж в Набережные Челны, — на финал всесоюзного конкурса «СамАвто». Там машину приняли «на ура!», но по возвращении домой, она подверглась очень серьезной модернизации.
По сути дела получился совсем другой автомобиль: с коробкой и двигателем от «Москвича-400», с удлиненным кузовом. На Laurin Clement Сериков долго ездил по Краснодару, как на обычном автомобиле. Потому что после поездок в Челны, на ВДНХ и на Дмитровский полигон у него было несколько «охранных грамот» от МВД…
Опыт и навыки, приобретенные Сериковым во время работы над Fiat’ом и Laurin Clement оказались бесценными для его нынешней работы, — «реплики» Renault-40 1915 года выпуска…
Сборная «солянка»
В это трудно поверить, что идея зародилась, когда в журнале «Моделист-Конструктор» Александр Павлович увидел статью, фотографии и очень примитивные чертежи этой машины. Статья та заканчивалась риторическим вопросом, – мол, найдется ли энтузиаст чтобы сделать модель машины, на которой Ленина вывезли с завода после ранения?.. А Сериков подумал, – зачем мелочиться: надо делать не модель, а настоящую машину!
Чертежи ему, дипломированному инженеру-конструктору были, в общем-то, и не нужны. Вернее не так, — нужны, но он их сам и начертил: нормальные, форматные – один к одному – рабочие чертежи.
Разумеется создавать машину «с нуля» было и трудно, и бессмысленно. Роще и рациональнее использовать узлы и детали от других машин и механизмов. Так и вышло.
Передний мост – полностью самодельный. Задний мост – от ЕрАЗа. Кстати – ширина колеи ЕрАЗа определила все широтные размеры воссоздаваемого Renault-40.
Разумеется, машина – как и любая машина того времени – должна была иметь несущую раму, на которую все и устанавливалось: кузов, двигатель, элементы подвески. Первоначально раму героя нашего повествования хотел заказать на мехзаводе «Кубань». Но тамошние работяги его подняли на смех: мол, с такой точность — допуск плюс-минус миллиметр — два зеркальных лонжерона сделать невозможно. Мало того, — Сериков хотел, чтобы рама была переменного сечения: в центральной части вдвое шире, нежели спереди и сзади. Плюс к тому, — в плане она напоминает бутылку: впереди нужно было предусмотреть пространство для выворачивания колес.
Но, как известно, хорошо смеётся тот… Сериков утер нос «кубанцам», — когда «сварил» раму сам.
Рама стала конструктивной основой будущей машины. А для внешности, для экстерьера определяющим стало …колесо. Точней, размер его диска (20 дюймов) и дизайн. внутренняя часть покупного диска была вырезана, и – с помощью монтажной плиты толщиной 40 мм – заново были смонтировал стойки, обод, пустотелые сварные спицы… Мосты поставили на рессоры от 24-й «волги»: спереди – простые, сзади – усиленные. Тормоза на всех четырех колесах барабанные, от 21-й «волги».
Настало время рассказать о кузове. Сделан он из влагостойкой фанеры, – благодатный материал: распаривается, гнется. Когда форма детали готова, фанера покрывается двумя слоями стеклосатина.
Законченность любой вещи придают мелкие «финтиклюшечки», есть даже термин современный — «финишинг». Для создаваемого «Рено-40» это были ручки, поручни, фиксаторы, клаксон, фонари... Александр Павлович смотрел на фотографии и …придумывал все это. Надо было не просто скопировать ручки дверей, но и придумать внутренний механизм запора и фиксатора… Или додуматься, что рефлекторы передних фарах можно взять с …тепловоза.
Двигатель, 3-скоростная коробка, радиатор, карбюратор – всё предсказуемо от 21-й «волги». «Предсказуемо», поскольку в те времена – 1998-1999 годы – это был максимум мощности, который гаишники разрешали «самодельщикам».
Следующим станет «Призрак»
Если внешность машины – точная, выверенная фотографиями и рисунками, копия настоящего «Рено-40», то интерьер пришлось выдумывать. Мало того, — выдумывать, оглядываясь на нынешние представления о комфорте и роскоши. Потому и руль, и приборная доска, и «бардачок», и окаймляющие рамки выполнены из красного дерева.
В основном салоне будет кожаные диваны, — и автора машины уже есть и кожа, и полиуретановые матрасы для этого. Вертикальные стенки и потолок – велюровые. Для «господ», разместившихся в заднем отсеке — DVD-установка, четыре обычных 3-полосных динамика, две «пищалки» и сабвуфер, пульт дистанционного управления, усилители и фильтры для аудиоаппаратуры.
Наша статья немного преждевременная, поскольку сам автокутурье считает, что для окончательного завершения потребуется еще два-два с половиной года… Но Сериков уже выбрал следующую «цель». Это будет Rolls-Royce «Серебряный призрак» образца 1911 года!
фото:
01 – Сериков Александр Павлович;
02 – «Рено-40», вид сзади;
03-04 – задний фонарь-«поворотник»;
05 – крепление рессоры к раме;
06 – колесо делалось вручную;
07- складывающаяся кожаная задняя часть крыши;
08 – законченность придают «финтиклюшечки»: ручки, крепления, герб, лючок бензобака;
09 – приборная панель и обод руля выполнены из красного дерева;
10 – фиксатор замка двери;
11 – ручка КПП;
12 – «паспорт»;
13 – приборная доска;
14 – круглая левая передняя педалька – клаксон;
15 – плафон в салоне «для господ»;
16 – боковые зеркала;
17 – то, что будет в салоне «для господ»;
18 – потолок велюровый;
19-20 – полукабриолет;
21 – лючок бензобака, кстати бензобаков два;
22 – открыть бензобак можно только специальным ключом;
23 – клаксон и …«противотуманка»;
24 – у французов в те времена была именно такая эмблема;
25-26 – с этих эскизов, рисунков и примитивных схем все и началось;
27 – рефлекторы передних фар – тепловозные;
28 – радиаторная решетка маленькая, но для маленького двигателя проема хватает;
29 – можно завести вручную;
30-31 – то, что под капотом;
32 – отделка дверей велюром и позолотой;
33 – фильтры и усилители для аудио- и видеоаппаратуры.