У вас есть вопрос?

Трасса М4 «Дон»: история, современность и перспективы

13 августа 2013 58332

С тех пор, как Сочи выиграл право на проведение Олимпийских игр 2014 года, много всего в нашей стране получило приставку «олимпийский». Олимпийская стройка, олимпийский бюджет и даже олимпийская дорога. Подобного названия удостоилась трасса М4 «Дон».

Собственно, она и без всякой Олимпиады занимает важное место в жизни страны. Как-никак, это главная дорога на море, соединяющая столицу с Краснодарским краем.

Просто игры 2014 года стали хорошим стимулом превратить старую, прилично загруженную трассу в современное шоссе – быстрое и комфортное. Пока получается лишь местами.

Как тогда и как сейчас

Трасса М4 «Дон» с твердым покрытием была построена в 60-е годы прошлого века, да и то не вся, а только на отрезке Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону. Тогда она соответствовала третьей категории. По советской классификации это означало ширину дорожного полотна 7 метров и всего по одной полосе для движения в каждую сторону. Впрочем, отдельные участки дороги существовали и раньше, просто в те годы их объединили в один маршрут. Рассчитана трасса была на небольшие нагрузки, которые с тех пор значительно возросли.

Для справки

Трасса М4 «Дон» проходит по территории следующих субъектов федерации: Московская область,  Тульская область,  Липецкая область,  Воронежская область,  Ростовская область,  Краснодарский край, Республика Адыгея.

Серьезные изменения произошли с трассой после распада СССР. В ее состав были включены участок дороги Ростов-на-Дону – Беслан – Баку от Ростова-на-Дону до Павловской, дороги Павловская – Краснодар, Краснодар – Джубга, а также участок бывшего Сухумского шоссе от Новороссийска до Джубги. Так М4 приобрела свой нынешний вид – 1543,7 км от Москвы до Новороссийска. Заодно в начале 90-х начались работы по расширению трассы. Сначала в Москве и области, потом в других регионах.

В свое время министром транспорта Игорем Левитиным была поставлена задача превратить всю трассу М4 в шоссе первой категории. А именно – с минимум четырехполосным движением, разделительным барьером, а также многоуровневыми развязками. Очевидно, что привести в соответствии с этими правилами всю трассу не получится – максимум отрезок до Джубги. Дальше начинается горный серпантин, на котором расширить дорогу до нужного значения нереально. Но самые важные населенные пункты (Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар) шоссе первой категории должно охватить, плюс решить транспортную проблему во время Олимпиады. Если, конечно, план удастся выполнить.


К 2015 году большую часть М4 обещают сделать четырехполосной

Справедливости ради нужно заметить, что ремонт и реконструкция трассы идут повсеместно. Еще три-четыре года назад можно было долго перечислять двухполосные отрезки, сегодня их осталось совсем немного: обход Воронежа, участок в 70 километров около Павловска в Воронежской области и участок около 30 километров в Ростовской области плюс трехполосный участок на подъезде к Краснодару. Причем на многих этих участках работы ведутся буквально сейчас. Объезд около Воронежа реконструируется уже два года, но пока конца и края ремонта не видать. Строится также объезд знаменитого хутора Тарасовский в Ростовской области, в Краснодарском крае расширяется дорога около столицы региона.

Впрочем, уровень шоссе определяется не только шириной и количеством полос, но и качеством асфальта и инфраструктурой. С первым проблемы были довольно серьезные, даже в тех местах, где дорога давно уже четырехполосная (например, в Тульской области), однако ситуация и тут стала лучше. По последним отзывам, дорога от Москвы до Воронежа представляет собой почти что автобан (за небольшим исключением) – с очень приличным качеством покрытия. Не удивительно, что в Московской области разрешенная скорость на участке автомагистрали была увеличена до 130 км/ч, кроме того еще есть 50-километровый участок в Липецкой области, где можно ехать до 110 км/ч.

Дальше – хуже. За Воронежем качество полотна уже можно характеризовать как среднее. Больших ям нет, но колейность ощущается очень сильно, особенно в правых полосах, по которым ездят фуры. Весьма переменчивая дорога в Ростовской области: свежеотремонтированные участки высокого качества, а вот старые могут преподнести неприятные сюрпризы, особенно многим запоминается Аксайский район. Дорога на участке Ростов-на-дону – Краснодар весьма неплохая, тем более на нем постоянно ведутся какие-то работы. В Краснодарском крае качество дорог на уровне Московской области, жалко, что она слишком узкая на большом количестве участков.


Ремонт объездной Воронежа – постоянный источник пробок

Не асфальтом единым

С инфраструктурой ситуация куда хуже. Если заправок хватает, то вот стоянок, кафе, мест для ночевки, автомагазинов и СТО по пути явно недостаточно. Спасают пока населенные пункты, через которые проходит трасса. В них большая часть местных жителей живет дорогой – торгует всем, чем не попадя, сдает жилье, старается оказывать всяческие услуги (например, показывают, как объехать пробку около хутора Тарасовского).

Кстати

Основная часть трассы от Москвы до Краснодара является составной частью европейского маршрута E 115. Он целиком проходит по территории России от Северодвинска через Москву до Новороссийска.

Особенно этот вид бизнеса  развит в Краснодарском крае, где по обочинам стоят мини-рынки с местной продукцией. Однако все это – кустарщина, и качество обслуживания оставляет желать лучшего. Профильных мест отдыха очень и очень мало. Особенно наглядно это заметно, если проехать ночью пост ГАИ в Цукеровой балке – на обочине ночует огромное количество фур, больше им ночевать попросту негде. Нельзя не отметить и тот факт, что с тенденцией строить развязки в обход населенных пунктов многие традиционные места дорожного сервиса оказываются в стороне от трассы.

Сложно сказать, почему дорожная инфраструктура развивается не так быстро, как того хотелось бы. Понятно, что это сфера интересов не государства, а частного бизнеса, но он пока пассивен. Может, сложно договориться с собственниками дорог по поводу земельных участков, а может, есть сомнения в рентабельности бизнеса, хотя, учитывая загруженность трассы, с этим-то проблем быть не должно.


Инфраструктура трассы развита слабо, хотя спрос на услуги АЗС, кафе и мотелей огромный

Жизнь в пробке

Это интересно

В 2010 году трасса М4 «Дон» передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор». Тогда же был произведен мониторинг состояния объектов придорожного сервиса. Более 50 % существующих объектов инфраструктуры признаны !!! некомфортными для использования, еще 30 % – не соответствующим требованиям.

Кстати, про загруженность. Традиционно летом М4 страдает от огромных пробок, связанных одновременно с сезоном отпусков и сбором урожая, который на фурах везут из Краснодарского края на север. Если не считать традиционные пробки около Москвы, то самые напряженные места хорошо известны. Во-первых, это объездная дорога около Воронежа. Она и до ремонта славилась скоплением машин, а сейчас, когда часть дороги перекрыта, там можно встать надолго. Дело портят светофоры, которыми перегорожена трасса. В Лосево и около Ростова-на-Дону пробки бывают регулярно, особенно в часы пик. Легендарное место в плане заторов – хутор Тарасовский в Ростовской области. Судя по рассказам «бывалых», застрять там можно всегда – хоть днем, хоть ночью. Двухполосная дорогая ужасного качества, пешеходные переходы и перекрестки в самом хуторе делают свое дело – дальнобойщики пробку на этом участке трассы планируют заранее.

Некоторые заторы, если так можно выразиться, имеют рукотворное происхождение. Огромные вереницы машин может собирать пост ГИБДД в Цукеровой балке, а все из-за политики местных стражей порядка оставлять для проезда только одну полосу. В часы пик перед этим бутылочным горлышком скапливается много машин. Зачем организовывать искусственную пробку, когда и естественных хватает?
Ремонтные работы добавили в список заторов новый участок – подъезд к Краснодару. По словам очевидцев, в этом году это самый напряженный участок трассы, который проехать с более-менее приличной скоростью нереально даже ночью, а днем он собирает огромные заторы на много километров. Причина – ремонт дороги. У дорожников тоже есть что спросить. Зачем сужать сразу такой огромный кусок дороги, нельзя ли ремонтировать трассу поэтапно, маленькими кусками? Глядишь – и пробки бы стали меньше.


В сезон на М4 огромные пробки

За все нужно платить

В череде тенденций М4 отметим еще одну – введение платных трасс. В этой области дорога была пионером – в 1998 году первый в стране платный участок появился в Липецкой области около обхода Хлевного. Потом он какое-то время был бесплатным, а два года назад увеличился до 50 километров, и на нем снова стали взимать деньги. Днем проезд легковушки стоит 60 рублей.

Еще один 25-километровый платный участок функционирует в Подмосковье, там надо заплатить 30 рублей. Политика компании «Автодор», которая эксплуатирует дорогу, такова, что участки, на которых закончилась реконструкция, должны стать платными. Так уже объявлено о том, что придется платить на объезде Воронежа и Тарасовского (когда их доделают), на 230 километре в Тульской области. Вполне возможно, что список пополнится и другими отрезками. Глядишь, такими темпами через несколько лет поездка на машине из Москвы на юг будет дорогим удовольствием.


Пункт приема оплаты в Подмосковье

В общем, сегодня трасса М4 «Дон» вызывает смешанные чувства. С одной стороны, проведена огромная работа по расширению и реконструкции, на некоторых участках вполне европейское качество, с другой – постоянные ремонты дорог, вызывающие огромные пробки, слабо развитая инфраструктура. Остается надеяться, что после Олимпиады все это закончится, и рядовые водители смогут воспользоваться результатами вложенных миллиардов рублей. В любом случае, другой дороги на юг все равно нет.

Источник: www.avto25.ru Дата: 13 августа 2013 Автор: Александр Нечаев https://www.avto25.ru/news/articles/2013/08/13/15425.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть