Не уступил «скорой» – в тюрьму
Скандальный инцидент в Петропавловске-Камчатском запустил законотворческую лавину: бригада скорой помощи не смогла вовремя приехать на вызов из-за преградившего ей путь во дворе жилого дома автомобиля, в результате пациент умер. На волне шумихи подобные эпизоды стали находить во всех регионах страны. Выяснился факт, на который давно никто не обращал внимание – российские водители пропускают машины «скорой помощи» не очень охотно. В Госдуме захотели эту проблему решить своим излюбленным способом – ужесточением ответственности за нарушение. В одобренном депутатами предложении максимальное наказание за отказ предоставить дорогу «скорой» – тюремное заключение.
Конечно, не за каждое нарушение предлагается сажать водителя в тюрьму, есть небольшая дифференциация. Если водитель «просто» заблокировал проезд кареты «скорой помощи», в результате чего медицинская помощь пациенту была оказана с нарушением сроков (к примеру, время выезда превысило нормативные 20 минут), то автовладелец может быть оштрафован на 30 тыс. руб. с лишением прав на срок до двух лет. Это, конечно, не тюрьма, но тоже прилично. Для сравнения, сегодня за непредоставление преимущества оперативному спецтранспорту с включенным спецсигналом и цветографическими схемами на борту предусмотрено наказание в виде штрафа 500 руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев (по решению суда).
Российские водители «скорую» пропускают не очень охотно
Но это еще не все. В проекте предусмотрено, что в КоАП тоже появится новая статья – «Воспрепятствование оказанию медицинской помощи». Звучит очень размыто, но формулировка нигде не расшифровывается. Тем, кто «воспрепятствовал», грозит наложение штрафа в размере 4-5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.
Статья с аналогичным названием появится и в УК РФ, а ответственность за нее – штраф до 40 тыс. руб., обязательные работы на срок до 360 часов или арест на срок до четырех месяцев могут быть назначены судом за то, что гражданин помешал «законной деятельности медработника путем удержания, угроз, создания препятствий по доступу к больному, если это повлекло причинение средней тяжести вреда здоровью больного». В случае если больной умер в дороге (когда «скорая» уже везет его в больницу), то виновник инцидента может быть лишен свободы на срок до четырех лет.
Иногда нежелание пропускать «скорую помощь» приводит к ДТП
Естественно, на волне всех событий удалось поднять статистику. По данным судебного департамента Верховного суда, в 2016 году 3,3 тыс. водителей были наказаны за отказ уступить дорогу спецтранспорту (ст. 12.17 КоАП РФ). Пусть сюда входят не только «скорые», но цифра не такая уж и маленькая даже в пределах страны. К тому же наверняка эпизодов непроспуска гораздо больше, просто далеко не все из них оформляются и попадают в сводки. Интересно, что даже по имеющимся нарушениям прав были лишены всего несколько сотен нарушителей, остальным были назначены штрафы. Судя по этим данным депутаты посчитали, что наказание за игнорирование требования уступить дорогу спецтранспорту в России очень слабое и решили закрутить гайки.
Общественная реакция на законопроект оказалась на удивление позитивной. Тюремная ответственность водителя, из-за которого погиб пациент «скорой», многим кажется логичной и правильной. Однако то, что хорошо выглядит в теории, не факт, что будет работать на практике. Случай в Петропавловске-Камчатском получил широкую огласку и поэтому был изучен, но большинство подобных нарушений совершается «втихую», когда трудно найти конкретного виновного. И действующая сегодня норма, и предлагаемый проект имеют одну проблему: лишить права управления суд может только в том случае, если правонарушение зафиксировано «живьем», то есть на дороге водителя остановил инспектор, составил протокол, но какова вероятность, что «скорую» кто-то не пропустит именно там, где неподалеку будет находиться экипаж ГИБДД? Наиболее разумное предложение – оснастить все машины «скорой помощи» видеорегистраторами, но и это не будет панацеей, ведь для привлечения к ответственности нужно сфотографировать лицо водителя. Просто собственника машины по номерам привлекать нельзя. А если речь идет об уголовном преступлении, когда пациент умер в дороге, то подобные эпизоды требуют обязательного подробного расследования и доказательств причинной связи между задержкой в проезде скорой и наступившей смертью, а это непросто.
Сегодня автомобили «скорой» часто оказываются зажаты другими водителями
В общем, проект вроде и небесполезный, но оставляет ощущение недодуманности. Но депутатов это не смутило, они его уже рекомендовали к принятию. Уважаемые читатели, а как вы считаете – ужесточение ответственности за непропуск «скорой» это правильный шаг? Почему вы так думаете? Ждем ваши мнения в комментариях.