За техосмотр – в тюрьму
В сфере техосмотра закручивают гайки. Увы, не в прямом смысле, а в переносном. Министерство экономического развития распространило проект закона, который ужесточает ответственность за езду на автомобиле без техосмотра и за ложные данные о техническом осмотре автомобилей. Новшества входят в уже существующий пакет предложений, который осенью будет рассмотрен в парламенте как «реформа техосмотра», однако сейчас впервые предложено ввести уголовную ответственность за нарушения в этой сфере. Жестче уже некуда – и так тюрьма.
Сразу успокоим водителей, наказывать по Уголовному кодексу предполагается не автовладельцев, а операторов ТО, которые вносят в базу данных недостоверные сведения, а говоря нормальным языком, продают диагностические карты без реального осмотра. Расскажем подробнее. Уголовный кодекс РФ предлагают дополнить статьей 264.2, которая грозит «уполномоченным лицам оператора» ЕАИСТО наказанием за умышленное внесение в систему заведомо недостоверных сведений. Либо штраф до 80 тысяч рублей (или в размере заработной платы за шесть месяцев), либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет.
Реальный срок предусмотрен для тех, кто занимался мошенничеством группой и по предварительному сговору. Там варианты наказания такие – штраф до 500 тысяч рублей, запрет на работу (от шести месяцев до трех лет) или принудительные работы (до пяти лет). И наконец, реальное тюремное заключение на срок до четырех лет будет грозить если окажется, что подлог повлек за собой «тяжкие последствия». Правда, границы таких последствий не очерчены и могут подразумевать и крупный ущерб, и вред жизни и здоровью. Так что поголовно владельцев контор техосмотра сажать не будут, но звоночек, как говорится, неприятный.
Водителям «сладко» тоже не будет – предполагается штраф 800 рублей за управление автомобилем, данные о котором не содержатся в базе ЕАИСТО (единой автоматизированной информационной системы технического осмотра). Причем штрафы за это будут приходить в автоматическом режиме – с дорожных камер, которые для этого должны пробивать по ЕАИСТО все попадающие в объектив машины.
Шокирующее предложение, не правда ли? Российские водители после последней реформы как-то уже привыкли, что техосмотр стал профанацией. Захотел – прошел сам занедорого, не захотел – купил у продавца ОСАГО за чуть подороже. Машины, конечно, почти не осматриваются, диагностическая карта – почти всегда «филькина грамота», но толп недовольных замечено не было. Оказалось, что Минэкономразвития это не устраивает. Представители ведомства настаивают, что ужесточение ответственности должно в итоге сократить количество ДТП с участием транспорта в плохом техническом состоянии.
Обратимся к статистике ГИБДД. С января по июль этого года в России произошло 3204 дорожных происшествия, причиной которых была признана неисправность транспортного средства. Это 4% от общего количества ДТП. В результате погибло 445 человек (5% от всех погибших на дорогах). Их, конечно, жалко, но все-таки стоит признать, что техническое состояние ТС далеко не самая главная причина дорожных смертей, и далеко не очевидно, что такая система закручивания гаек оправдана.
Впрочем, пока о новом проекте негативно отозвались только страховщики. РСА распространило сообщение, что не поддерживает идею уголовного наказания и полагает, что для этой проблемы достаточно мер административного характера. Правда, страховое сообщество не против реформ, но уже в другую сторону – с модернизацией ЕАИСТО и передачей самим страховщикам контроля над ней (сейчас база находится под управлением МВД), а также функций ведения реестра экспертов ТО.
У реформы есть еще несколько пунктов, которые несколько потерялись на фоне уголовной ответственности для операторов, но имеют интерес. Минэкономразвития настаивает на том, что диагностическую карту оператор будет заполнять непосредственно в электронной системе. Таким образом, страховщики избавятся от бумажных карт, а информация в ЕАИСТО будет попадать моментально. Контроль за деятельностью операторов будет передан Ространснадзору. Это ведомство сможет в случае выявления нарушений, лишать операторов лицензии. Если захочет, конечно.
В итоге получается так, что сегодня техосмотр застыл на распутье. Либо курс на ужесточение условий и контроля, который обязательно повлечет за собой увеличение стоимости и количества головой боли для водителей, либо сохранение нынешней ситуации, когда ничто ничего не смотрит, зато дешево и беспроблемно. Уважаемые читатели, вы за какой вариант?