Промилле возвращаются. Как будут определять пьяных водителей
Госдума решила немного потроллить российских водителей перед Новым годом и на этой неделе приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает ответственность за наличие 0,3 и более промилле алкоголя в крови водителя. Время выбрали удачно – на праздники потребление горячительных напитков возрастает, и некоторые под мухой садятся за руль. Правда, новые поправки касаются не всех водителей, а только тех, кто не может сдать на анализ мочу. Похоже, в истории алкогольных норм для водителей пишется новая глава.
С нормами алкоголя в крови для водителей в нашей стране всегда была путаница, а все изменения делались методом проб и ошибок. Сначала разрешили 0,3 промилле, что равно 0,3 грамма спирта на литр крови, решив, что это маленькая поблажка, но не учли российскую психологию. Водители как услышали, что 0,3 промилле можно, так решили, что пить за рулем теперь допускается, количество пьяных за рулем заметно увеличилось.
Осознав ошибку, власти обнулили разрешенный показатель алкоголя в крови, но теперь уже ударились в другую крайность. Вне закона оказались те, кто принимает лекарства или пьет квас и кефир. Кроме того, алкотестеры имеют погрешность, и ноль не всегда показывают даже у полностью трезвых людей.
С третьей попытки законом была установлена суммарная возможная погрешность алкотестера – 0,16 миллиграмма алкоголя на литр выдыхаемого воздуха. А правила определения на опьянение стали сложными. Первый этап — по выдоху. Замеры производятся алкометром, который как раз и должен показать не более 0,16 мг алкоголя на литр воздуха. Если показал больше, то у водителя в обязательном порядке берут на анализ мочу (правило введено в 2015 году приказом Минздрава 933н). Если и там нашли алкоголь, то все – привет, пешеходная жизнь.
Цифры
По данным ГИБДД, за десять месяцев 2017 года в России произошло 14,3 тыс. ДТП по вине пьяных водителей. Это на 10,8% меньше, чем годом ранее. На этом фоне прирост «пьяных» аварий наблюдается в Тульской области (+11,4%), Ненецком автономном округе (+28,6%), Дагестане (+50%) и ряде других субъектов федерации.
Вроде бы все логично, однако про содержание алкоголя в крови в документах ничего не сказано. А зря, ведь не все водители могут выдохнуть в прибор нужное количество воздуха, и не все могут сдать мочу. Настоящей проблемой стал анализ погибших, раненых и потерявших сознание в ДТП водителей. Наличие или отсутствие у них опьянения – важный фактор для определения виновности и степени ответственности, но установить, пили или не пили они перед поездкой, не получается. Такой анализ можно сделать только при заборе крове, но в ныне действующих документах такой экспертизы не предусмотрено. Более того, не установлены параметры для оценки: когда именно считать, что он пьян.
В итоге, четыре года к ответственности не привлекались пьяные водители, которые после аварии находились в бессознательном состоянии или сбежали с места ДТП, просто потому, что для этого не было законодательной базы. Теперь такая база должна появиться, ведь новый документ разрешает анализ крови и вводит минимально допустимую норму – 0,3 промилле.
Вроде бы все хорошо, но без некоторых странностей наши законодатели, видимо, не могут обойтись. Нетрудно посчитать, что используемые сегодня 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха – это около 0,35 промилле в крови. А новый законопроект устанавливает 0,3 промилле, получается для водителей, которые погибли или находится в бессознательном состоянии, устанавливаются более жесткие требования по трезвости. Почему – непонятно.
Так или иначе, но за найденный алкоголь в крови у водителя предусматривается ответственность, аналогичная другим способом выявления опьянения – штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на полтора года. Так что праздники праздниками, но редакция Авто25.ру призывает всех после употребления алкоголя за руль не садиться.