Как купить автомобиль без дополнительного оборудования
Сегодня на автомобильном рынке России сложись уникальная ситуация. С одной стороны, машины дорожают каждый месяц (некоторые бренды уже несколько раз переписывали ценники в сторону повышения в течение 2021 года), доллар подорожал, инфляция, доходы населения не растут. Казалось бы, продажи автомобилей должны сильно упасть, но не – на рынке дефицит, автозаводы не успевают отпускать готовую продукцию, желающих купить машины много. А это самое время для расцвета такого явления как навязывание дополнительного оборудования. Наверное, нет на свете ничего такого, что раздражало бы автовладельцев больше чем допы.
Кто виноват?
Для тех, кто не сталкивался с допами, объясним вкратце что это такое. У любого автомобиля с завода есть определенный набор опций и определенная цена, установленная производителем. Но дилер, получив машину, может установить что-то дополнительно, от себя, и на основании этого факта увеличить цену. Почему водителей это бесит? Во-первых, цена машины возрастает, а во-вторых, в допы очень часто ставят странную, никому не нужную ерунду, за которую не только переплачивать, а хоть даже и копейку заплатить уже жалко. И часто эти доработки безальтернативны – либо переплачиваешь, либо машину продать отказываются.
У дилеров свой резон. Не секрет, что именно продажа автомобилей официальным салонам много денег не приносит. Только продавцы премиум-сегмента могут похвастать высокой маржинальностью, но там и количество сделок невелико. Салоны же массовых марок, которые продают десятками и сотнями машин в месяц, на каждой зарабатывают немного. Поэтому хотят увеличить свой доход таким весьма некрасивым способом.
Законно ли это? В общем, да, автомобилист покупает машину с определенным оборудованием по определенной цене. Аргумент, что на официальном сайте марки и в рекламе одна цена, а в салоне другая – не работает, там же везде мелкие сноски, что не является офертой и так далее. Производители тоже особо не следят за своими дилерами. Почему? Любому заводу нужны партнеры для продаж, если активно ограничивать по ценам, то с кем сотрудничать? Известны случаи, когда совсем уж потерявших берега дилеров производители как-то наказывали, но, в целом, жаловаться в представительство марки, что, мол, не могу купить вашу машину по ценам, указанным на сайте, бесполезно. Не поможет.
Конкретных цифр, насколько увеличивается цена машины от дополнительного оборудования, мы не приводим, потому что они очень разные. Зависят от модели авто, дилера, ситуации – переплата может составить и 20, и 200 тысяч рублей. Как повезет, вернее, как не повезет.
Невидимая рука
На самом деле главная причина существования такого явления как дополнительное оборудование в том, что даже с ним машины все равно покупают. Да, переплата, да, бессмысленные опции, но все равно покупают. Допы особенно пышно расцветают в период повышенного спроса, то чего мы как раз сейчас наблюдаем. Ничего личного, только бизнес – зачем продавать дешево, если и дорого все равно купят. Один не купит, другой не купит, а третий купит. Желание купить новую машину иногда затмевает рациональное мышление.
Правда, наоборот тоже работает. Для допов нужен ажиотаж. Если вы собираетесь купить непопулярную модель, да еще и в мертвый сезон, когда продажи невелики, то с допами можно вообще не столкнуться. Более того, дилер будет бегать вокруг вас на цыпочках, даст кучу подарков, да еще и цену может скинуть, чтобы хоть как-нибудь вас уговорить на покупку. Это невидимая рука рынка в действии.
Что делать?
С бороться с навязываем дополнительного оборудования сложно, но можно.
1. Выбирать время покупки. Конечно, здорово стать обладателем авто новой модели сразу после того как она поступила в продажу, но именно за счет таких нетерпеливых дилеры и выживают. Через полгода завод-изготовитель забьет склады, всем, кому нетерпелось, машину купят, и цена успокоится. Можно просто попробовать прийти в салон летом или сразу после новогодних праздников, когда наступает сезонное падение спроса.
2. Брать автомобили не из наличия. У дилера обычно есть какой-то склад машин, но также он может и заказать нужную модификацию на заводе. Самая распространенная схема работы салонов такова – уже пришедшие машины из наличия они продают с допами, но на заказ могут продать и в заводской комплектации. Так бывает не всегда, но часто. Конечно, приятнее уехать на новом авто сразу, а не ждать поставку несколько недель или месяцев, но почти всегда покупка автомобиля не очень срочная задача. Когда разница в цене несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей, то не грех и подождать.
3. Выбирать дилеров. Среди представителей марки тоже есть конкуренция, поэтому если в одном салоне навязывают допы, то кто мешает пойти в другой? Или намекнуть менеджерам, что в другом допов нет. Даже если в городе только один дилер марки, почему нельзя рассмотреть вариант покупки в соседних городах? Билет на поезд или автобус и бензин на поездку будут выгоднее.
4. Знать реальные цены. Удивительно, но многие водители приходят покупать машины, не зная их официальную цену. В салоне, естественно, не будет написано, что, мол, вот цена производителя, а это мы еще сверху накрутили, будет только одна цифра. Все надбавки нужно понимать и видеть самому. Тогда и появится почва для предметного разговора с менеджером.
5. Покупать онлайн. В последнее время некоторые автопроизводители начали продавать машины через интернет. Для российского менталитета это пока в новинку, наши водители привыкли сначала «пощупать» машину, а потом совершать сделку. Но это странный пережиток прошлого - информацию о модели можно всегда найти в интернете, а собственные впечатления сформировать после тест-драйва. Заказ машины через интернет в такой ситуации оказывается удобным и практичным. Одно но: далеко не все производители ведут продажи в интернете.
В целом, можно сказать одно: практика установки дополнительного оборудования при продаже новых автомобилей была, есть и будет, ее вряд ли можно искоренить в текущей экономической модели продажи машин. Но конечному покупателю с ней вполне можно бороться.
Фото: rbk.ru, autoreview.ru, bfauto.ru