Водители начали массово проваливать экзамены в ГИБДД
С 1 апреля 2021 года в ГИБДД начали по-новому принимать практические экзамены на получение водительских прав. Площадки как отдельной части больше нет: все задания кандидаты выполняют прямо в городе среди других участников движения. В ГИБДД объяснили: такой подход нужен, чтобы избежать натаскиваний и механического заучивания упражнений. Будущим автомобилистам приходится показывать, что они могут уверенно ориентироваться на дорогах общего пользования, хорошо считывать знаки и ситуацию вокруг, а также показывать свое владение навыками управления.
О разработке нового регламента сдачи экзамена на право управления автомобилем стало известно еще два года назад — и с тех пор инструкторы начали советовать ученикам как можно скорее получить водительское удостоверение, чтобы не попасть под новые правила.
Посыл у реформы отличный, ведь не секрет, что уровень подготовки учеников в автошколах крайне низкий. И сразу всплыли и проблемы – по официальной статистике в апреле 2021 года лишь 13,5% кандидатов в водители смогли сдать экзамен с первого раза.
Помимо того, что теперь все упражнения, которые раньше были на площадке, теперь нужно выполнять в городе, появилось и еще одно новшество. До 1 апреля на экзамене по вождению было три обязательных маршрута на выбор. Кандидат в водители заранее знал расположение поворотов, парковок, знаков, опасных мест. Сейчас утверждаются участки дорог. На них инспектор будет ставить конкретные задания, куда поехать, причем разрешается охватывать большие районы, назубок там все не выучишь.
Ну и самое главное – экзамен теперь длится около 30 минут. За это время кандидата в водители можно очень тщательно проверить. Тогда как по старым правилам некоторые ученики умудрялись на практическом экзамене в городе проехать менее километра. Конечно, понять навыки за такое расстояние невозможно. Кстати, максимальное количество штрафных баллов осталось прежним – вот и еще одна причина проваленных экзаменов: заданий больше, а возможностей для мелких ошибок осталось столько же.
За пару месяцев экзаменов по новым правилам стало сразу видно, что с автомобильным образованием у нас, мягко скажем, все плохо. Большинство автошкол годами занимались тем, что просто натаскивали на экзамен, именно об обучении вождению речи не шло. Наоборот, часы практики постоянно сокращались, ведь это самая затратная часть, а учеников нужно привлекать низкими ценами. Чтобы отработать пяток упражнений этого хватало, чтобы научиться водить в реальных условиях – нет.
Впрочем, судя по отзывам, со стороны ГИБДД тоже есть вопросы. Инспектора тоже не до конца перестроились, поэтому многие жалуются, что требования у всех отличаются. Особенно проблемной оказывается парковка, как можно парковаться, сколько раз включать подворотник – каждый инспектор трактует это вещь по-своему. Особый шик – выполнять упражнения без разметки, тут вообще раздолье для глазомера и субьективизма.
Несмотря на печальную статистику первых месяцев, кажется, что дальше ситуация все-таки станет более позитивной: и в автошколах перестроятся для работы на новый и в ГИБДД получат больше опыта в организации экзаменов. Станет ли выше уровень молодых водителей? На это тоже можно надеется, ведь возможностей для «механической» сдачи не осталось, на машине действительно придется научиться ездить. Конечно, коррупционная составляющая получения прав никуда не денется, может даже усилиться. Но это уже другой разговор. А так давно пора было признать, что экзамены на права слишком легкие и ужесточить их. Да, ученикам будет сложнее, но, как говорил Суворов, тяжело в учении – легко в бою.