У вас есть вопрос?

Газ: «за» и «против»

20 августа 2007 10359

Газ: «за» и «против»


По оценке британских экспертов всего через четыре года мир столкнется с проблемой острой нехватки нефти. Для российских автолюбителей это означает одно – цены на бензин вырастут в разы и если вы еще не установили на автомобиль газобаллонное оборудование, то через несколько лет придется выбирать: или переводить автомобиль на газ, или существенно сократить количество поездок. Если вы все-таки собираетесь ездить в прежнем режиме, то стоит заранее взвесить все «про» и «контра» газового топлива.


Сначала в Европе (Италии, Польше, Голландии), а в последнее время и у нас стало популярным переоборудовать авто на более дешевый вид топлива — сжиженный газ пропан-бутан. Сделать это можно в одной из бесчисленных мастерских края, которые предложат на выбор итальянское, «под итальянское», белорусское или отечественное оборудование. Что меняется в автомобиле после установки ГБО? Штатные узлы и детали изменению не подвергаются, газовая аппаратура является дополнением, а автомобиль теперь сможет ездить на двух видах топлива — газе и бензине.


Виды газа


Пропан-бутан. Пропан-бутан — синтетическое топливо. Его получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. В два с лишним раза дешевле бензина, но ненамного экологичнее.


Метан. Метан гораздо экологичнее, чем пропан-бутан и тем более бензина – продуктами полного сгорания метания являются углекислый газ и вода. Один из недостатков – неразвитая сеть АГЗНС, работающих с метаном. Например, когда готовился этот материал, то на вскидку в Ставрополе вспомнилась только одна подобная заправка – на Ростовской трассе. С технической точки зрения данная проблема может быть устранена – теоретически метаном можно заправляться из бытовой газовой сети. К примеру, «Хонда» «Сивик GX» производимая для рынков США и Канады комплектуется портативным домашним компрессором.


Достоинства газа


Стоимость. Пропан-бутан в два раза дешевле бензина. Правда, расход газа на 10-15% больше, чем бензина. Метан вообще является самым дешевым видом топлива для автомобилей – он почти в два раза дешевле пропан-бутана и в три-четыре раза, чем бензин.. Для сравнения приведем цены на месяц июнь 2007 года: 92 бензин — в среднем по Ставропольскому краю около 18.00 рублей за литр, пропан-бутан – примерно 8.00 рублей и метан – 5.00 рублей за литр топлива.


Чистота топлива. Газ гораздо чище бензина. В систему впрыска и в камеру сгорания не попадают твердые частицы грязи смертельно опасные для двигателя, вызывающие его преждевременный износ.


Полное сгорание. При сгорании газа практически не образуется нагара, который также ведет к преждевременному износу двигателя.


Уменьшение износа цилиндро-поршневой группы. При пуске холодного двигателя не образуется пленки из бензина, смывающей смазку. Газ медленнее сгорает (выше октановое число) и давление в цилиндрах нарастает не так быстро — ударные нагрузки на детали двигателя меньше. Практика показывает, что ресурс двигателя автомобиля, эксплуатирующегося на газовом топливе увеличивается на 30-40%.


Сохранение рабочих свойств моторного масла. Моторное масло окисляется не столь интенсивно, не разжижается газом, потому дольше сохраняет свои рабочие свойства – способность смазывать, очищать и охлаждать детали двигателя. Масло эффективнее захватывает продукты износа и частицы пыли, поступающие через воздушный фильтр, выносит их в поддон двигателя, где проходит очистку через масляный фильтр.


Недостатки газа


Дополнительные затраты на оборудование


Чем выше качество ГБО, тем оно дороже. Сегодня на рынке представлены три категории оборудования:

  • Российское, а также стран СНГ. Качество непредсказуемо. Проблемы могут начаться с первых же километров. Впрочем, весьма приемлемый вариант для отечественных автомобилей, необремененными электроникой системой впрыска топлива. Технически продвинутый водитель может и сам кое-что отрегулировать.
  • Итальянское. Весьма надежное. К слову: Италия вместе с Россией сейчас находятся в числе лидеров в мире по числу автомобилей оснащенных ГБО.
  • Голландское. Самое дорогое и надежное. Есть смысл устанавливать на импортные автомобили. Есть даже и на восьмицилиндровые двигатели.

Для метана требуется более сложное оборудование, в т.ч. намного дороже баллоны, способные выдерживать огромное давление.
Цена удовольствия (покупка, монтаж, регулировка) исчисляется от 10 и до 50 тысяч рублей. Дополнительные затраты имеют смысл, если у вас карбюраторный автомобиль или вы много ездите по роду своей деятельности. Если у вас небольшой современный иностранный автомобильчик с объемом двигателя до полутора литров и соответственно небольшим расходом топлива, то целесообразность дополнительных затрат под большим вопросом.


Потеря полезного объема и лишний вес


Использование газа потребует установку дополнительных емкостей — баллонов. Проблема потери полезного объема и веса особенно актуально для метана. Плотность метана в тысячу раз меньше плотности бензина. Поэтому его сжимают при огромном давлении до 200-250 атмосфер и для его хранения требуются особо прочные баллоны. Несмотря на сумасшедшее давление в тяжелый 50-литровый баллон помещается метана всего лишь на 200-250 километров пробега легкового автомобиля.


Потеря мощности двигателя


Это происходит по двум причинам – во-первых, у газа по сравнению с бензином меньшая теплота сгорания. Во-вторых, газ горит при меньших концентрациях, т.е. при более «бедных» смесях. Фактически степени сжатия стандартного двигателя не хватает для эффективной работы на газе. Обедненная смесь ведет к понижению мощности. Общая потеря мощности составляет 10-15%.

Потеря мощности может компенсироваться увеличением концентрации газа в рабочей смеси. Именно поэтому этот негативный фактор больше всего проявляется на низких и средних оборотах. На высоких оборотах они так не ощущаются. К примеру, как показывают исследования, автомобиль на газе развивает максимальную скорость примерно на 5% меньшую, чем при езде на бензине.


Повышенная вероятность прогара выпускных клапанов двигателя


Длительность горения газа дольше, чем бензина. В момент открытия выпускных клапанов газо-воздушная смесь в цилиндре еще продолжает гореть и, как следствие, возможен перегрев выпускных клапанов. Как правило, это происходит из-за неправильно выставленного зажигания и является следствием недостатков технического обслуживания автомобиля.


Дополнительные затраты на обслуживание


Во-первых, следует регулярно сливать конденсат. Во-вторых, периодически требуется регулировка редуктора, проверка герметичности системы и дополнительные регулировки карбюратора и зажигания. В-третьих, смена диафрагм через 30-50 тысяч км (в зависимости от производителя) потребует переборки редуктора.

Чем больше автомобиль напичкан электроникой, тем сложнее ГБО и дороже станет его обслуживание. Приличный сервис невозможен без набора современного оборудования: сканера, газоанализатора, компьютера, компрессора. Во избежание проблем оптимальным вариантом является приобретение ГБО и обслуживание в сертифицированных компаниях, обладающих и соответственным оборудованием и опытом. В данном случае техобслуживание ведется в соответствии с требованиями производителя, и все работы фиксируются в сервисной книжке. Следует учесть и плановые ТО, включая и то, что основную топливную систему также надо проверять, регулировать, менять топливные фильтры и прочее.


А как на Западе?


На западе во всю готовятся к нефтяному дефициту. Упор делают в основном на метан. К примеру, правительство Германии обещает сохранить действующую цену на метан (67 евроцентов за килограмм) вплоть до 2020 года. Только в 2007-м году планируется открыть 600 АГНЗС. Владельцам автомобилей на метане делаются налоговые послабления.


Идет на встречу автовладельцам и автопром, особенно европейский. С конвейеров сходят автомобили, изначально «заточенные» под езду и на бензине, и на газе. При этом «газовые» недостатки сведены к минимуму. В списке производителей такие гранды как «Фиат», «Опель», «Мерседес», «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Вольво», «Фольксваген», «Форд». Вот только в России, обладающей самым большим запасом природного газа, не торопятся ни власти, ни автогиганты. Видимо пока всем выгодно, чтобы автолюбители и впредь «жирно кормили» владельцев нефтеперерабатывающих предприятий и крупных сетей АЗС.


Газ: «за» и «против»
Источник: www.avto25.ru Дата: 20 августа 2007 Автор: Константин Стреляев https://www.avto25.ru/news/newsscroll/2007/08/20/418.html
RSS

Наш Сайт использует cookie-файлы и похожие технологии для того, чтобы отличить Вас от других пользователей нашего ресурса. Закрыть