Генная инженерия. Тест-драйв Lada XRAY Cross
Уже все видели креативный рекламный ролик АвтоВАЗа, где владелец нового Lada XRAY Cross мчит на работу из лесного домика в офисный центр по разбитой грунтовке, преодолевает водные преграды и эффектно паркуется на груде камней? Наш сегодняшний маршрут поскромнее, но поможет ответить на главный вопрос — так ли хороша вазовская новинка в различных условиях эксплуатации. Стартуем с дилерской площадки «Авторевю» на Таганрогской в черте города, после чего устроим небольшой марш-бросок по трассе М4 в область и помесим грязь в угольном карьере под Шахтами.
Пока оформляются документы на машину, присмотримся поближе. «Кроссовая» версия Lada XRAY смотрится гармоничнее своего асфальтового собрата — во многом благодаря широко расставленным колесам, высокому дорожному просвету и лихому пластиковому обвесу по периметру кузова, намекающему на возможность съезда с дорог общего пользования. Кстати о клиренсе — в новинке он составляет немалые 215 мм, а это между прочим больше чем у старушки-Нивы и ульяновского Патриота.
Внутри изменения по сравнению с «обычной» Lada XRAY минимальны, особенно в случае с выполненным в серой цветовой гамме салоном на тестовом автомобиле (покупателям также доступен к заказу вариант с ярко-оранжевыми вставками). Особые приметы Кросса — бокс-подлокотник между передними креслами от Весты и более комфортные сиденья (можно попрощаться с посадкой за рулем со скрюченными ногами).
Под капотом XRAY Cross – уже известный по другим новым моделям тольяттинского концерна бензиновый «шестнадцатиклапанник» объемом в 1,8 литра, который агрегатируется с французской «механикой». Полного привода ждать не стоит — появление версий 4x4 в линейке Иксреев не предвидится. Такое решение продиктовано не только сложностями в доработке платформы B0, на базе которой построен Cross, но и тенденциями российского рынка — до 70% новых бюджетных кроссоверов сейчас приобретаются с передним приводом.
Двигатель ВАЗ 21179 в городских режимах тяговит и эластичен, единственное к чему можно придраться во время езды по ростовским пробкам — отсутствие «автомата». Ручная «пятиступка» от Рено пока не имеет альтернатив, хотя в ближайшем времени планируется появлений машин с «роботом» и даже бесступенчатым вариатором. В цифрах время разгона не особо впечатляет — 10,9 секунд до «сотни», но на практике до городских скоростей порядка 60-70 км/ч XRAY ускоряется уверенно.
Интересно, что XRAY Cross – первая Лада, получившая кнопку включения режима Sport, в котором двигатель «подкидывает» обороты при переключении передач. Во время езды по Ростову такой дерганый режим коробки не к месту, а вот для обгонов по трассе — самое то. Собственно за город мы и отправились — в первую очередь протестировать подвеску Кросса. Ведь герой сегодняшнего теста, даром что построен на «логановской» платформе B0, имеет оригинальные L-образные рычаги, другие пружины и свою рулевую рейку. По сути от «тележки» Рено у Кросса остался лишь подрамник.
Было подозрение, что конструктивные изменения сделают подвеску более «нежной», но по факту на разбитой пригородной трассе XRAY Cross стал только удобнее. Дорожный профиль меньше передается на руль, а благодаря настройкам вазовских инженеров машина не стала жесткой даже на колесах большего радиуса (у Кросса используются шины довольно редкой размерности 215/50 R17).
Шумоизоляция на «трассовых» скоростях — также плюсик в копилку Лады. На скоростях за 100 км/ч конкурирующие Renault Sandero Stepway и Kia Rio X-Line не так комфортны из-за аэродинамических шумов от ветра, из-под колесных арок и шин, водитель Иксрея слышит в основном только двигатель.
Одним словом, дорога по Северному обходу Ростова и трассе М4 пролетела быстро и непринужденно. Время пробовать легкое бездорожье, и тут нелишним будет вспомнить про появившуюся на центральной панели шайбу системы Lada Ride Select. С ее помощью водитель может активировать два специальных режима — Песок и Снег/Грязь, а также отключить систему стабилизации на скоростях до 58 км/ч.
В режиме Mud/Snow электроника даст возможность машине больше буксовать и блокировать колеса во время торможения, по сути это имитация блокировки межосевого дифференциала, применяемой во многих внедорожниках. «Песчаный» вариант, напротив, смягчает отклики на педаль газа, чтобы кроссовер не увяз в дюнах.
На деле, использование Ride Select мне видится скорее маркетинговым ходом, призванным подчеркнуть «вседорожную» направленность модели. Если включить любой доступный режим и при этом «отключить» голову — XRAY все равно закопается в песок, и наоборот - аккуратно дозируя тягу, можно прекрасно обойтись без ее помощи.
Многое зависит и от резины — ведь на Кроссе применяется специально разработанный для модели комплект всесезонных шин Continental ContiCrossContact, соответственно вся электроника настраивалась под их параметры. Поставь на машину «липучку» или шипы (а я не представляю себе владельца кроссовера даже в теплом Ростове, который ездит круглый год на одном комплекте шин), и ее поведение будет меняться.
Во время езды по пересеченной местности заметно, что XRAY уже не так боится холмов и подъемов — ведь на 20 мм вырос не только сам клиренс, но и углы въезда (до 21 градуса) и съезда (до 34 градусов). Для нечастых выездов всей семьей на пикник — более, чем достаточно.
Раз уж мы заговорили про семейные поездки, стоит вспомнить и про практичность Кросса. Сзади, увы, по прежнему особо не разгуляешься — рослому человеку будет тесновато. Однако вазовцы попытались решить проблему со свободным пространством на заднем диване малой кровью — для большего простора сиденье сдвинули на 25 мм назад и на 4 мм вниз. На деле это обернулось больших комфортом в районе ступней.
Практичный семьянин оценит и откидывающуюся вперед спинку переднего пассажира — как столик ее использовать ее не получится, зато для перевозки длинномеров такое решение будет очень кстати. Сам по себе багажник небольшой (361 литр), но при трансформации заднего дивана позволит увезти 1,2 кубометра груза.
Наши могут — примерно так вкратце можно охарактеризовать общее впечатление о машине после нескольких сотен километров пробега по разным дорогам. На АвтоВАЗе смогли своими силами доработать выпускающийся уже не первый год Renault Sandero Stepway, и при этом сделать красивый современный автомобиль по адекватной цене.
При этом - еще и безопасный. Примерно в то же время, когда я тестировал XRAY Cross на ростовских дорогах, эксперты Авторевю провели краш-тест вазовского кроссовера, в котором автомобиль выступил очень достойно. Удар на городской скорости о деформируемый барьер не причинит серьезных травм или увечий водителю и пассажиру.
Купил бы я себе XRAY Cross, выбирая новый автомобиль в этом ценовом сегменте, или взял лучше Kia или Renault? Думаю, направился бы в салон Lada – но не за Иксреем, ведь скоро с ценником около миллиона рублей там появится кое-что очень интересное. Хотя это уже совсем другая история… Не переключайтесь.
Более подробно с ценами и наличием автомобилей Lada XRAY Cross можно ознакомиться на сайте официального дилера.
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль автосалон Авторевю, официального дилера марки Lada на Юге России.